Никто себе ничего не создает. Ни вода, ни пища, ни воздух, ни всякая материя - ничто не может быть изготовлено. Все это взято. Мы не производим, мы пользуемся всем тем, что есть в природе. Живем с ренты на эту планету.
Рентабельность в общем случае отражает эффекивность взимания ренты. Будь то профит с каптала, или урожай с площади.
Деятельность человека, в энергетическом эквиваленте, также может оценивается в единицах рентабельности. Поскольку, энергию затраченную на производство, скажем, килограмма картошки, вполне уместно рассматривать как актив. Наравне с баблом или свечным заводиком.
Кстати, раз уж речь, то два слова об энергии. Эволюционные обстоятельства привели наше племя к разумности, что тоже следует считать активом. Поясню. Разум позволил использовать не только инструменты, вроде ножа, колеса или интернета, но и подчинять себе энергию других. На примитивном уровне: эксплуатируя лошадь, человек может обработать большую площадь, затрачивая собственную энергию не на вспашку, а на прокорм лошади.
Развитие цивилизации мало затрагивает эволюцию самого Homo sapiens. Зато расширяет границы его восприятия, в том числе и поля активов. Думаю нет нужды объяснять источник природной ренты в рабовладельческом социуме? Любому понятно, что это - эксплуатация раба. И поскольку раб исключен из реестра получателей профита, рентабельность деятельности хозяина вполне привлекательна. Для хозяина. Не для раба.
Однако раб оказывается тоже человек и потому дерзает претендовать на профит, ударяясь в бунты и низвергая хозяина. Противодействие бунтам со стороны хозяев - армия надсмотра, жречество и прочие инструменты угнетения - очевидный пассив. И, при наборе некоей критической массы, этот пассив грозит снижению рентабельности деятельности хозяина чуть ли не до нуля.
Поиск возможностей роста и удержания уровня рентабельности приводит в конечном счете к эволюции инструментов угнетения, а не к отказу от эксплуатации. При этом главный миф, жизненно необходимый хозяину, состоит в глубоком убеждении раба в том, что он, раб, участвует в прибылях чуть ли не на равных. В том, что он, раб, абсолютно свободен, и, потому - бесценная и уникальная личность. И что все, абсолютно все, происходящее в жизни, ради его же блага и происходит.
Иллюзии-иллюзии...
Ирония судьбы заключается в том, что хозяева неизбежно оказываются в удавке собственного аппарата угнетения, утрачивая первородную потребность человеческой души к поиску истины. Они превращабтся в свои же роли, точно так же, как и их рабы, подчиняясь системе.
Итог. Погоня за чрезмерной рентабельностью деятельности, привела человека в тупик.
Похитив сам смысл его жизни.