Закрыть
Все сервисы
Главная
Лента заметок
Теги
Группы
Рейтинги

Преступность – бизнес другим путем

Отредактирована 24 декабря´19 2:14 Просмотров: 74 Комментариев: 2

«Какова цель человеческой жизни? Стать богатым.Каким путем? Нечестным быстрее, честным дольше. Честным, только если иначе нельзя» Марк Твен

Американский национальный характер формировался наидее труда и его результате – материальном успехе, а для этого были необходимытакие качества, как энергия и умениегенерировать новые идеи, новые методы,способность к преодолению устаревшихнорм, смелость в нарушении общепринятыхзапретов, преодоление всех физическихи практических границ, поиск новыхнеизведанных путей, смелостьпервооткрывателя. Эти же качестванационального характера причина высокогоуровня преступности в США.

«Преступность в нашей стране имеет функциональную роль, и рассматривается обществом не как антиобщественный акт, а как бизнес другим путем, самый короткий путь к богатству», писал Даниел Белл, ведущий социолог страны в 60-70ые годы, в книге«Crime is the American way of life», Преступность –это американский образ жизни.

Преступность существует во всех общественных системах, но ее специфика и размах определяются доминирующими в обществе культурными ценностями и социальными целями.

Преступностьв Америке, во все времена, отличаласьот европейской своими масштабами,разнообразием и была результатом демократических и экономических свобод,огромной социальной динамики. 

Общество ставило единственную цель – богатство,в борьбе за него участвовали многомиллионные массы, что не могло не привести, наиболее энергичных и способных преодолевать все барьеры, к поискам окольных, обходных путей,.Законы юридические и нравственные нарушались всегда, и всегда осуждались как деградация человека, как предательство священных норм жизни.

Но,к середине 19-века, преступление в глазах общественного мнения стало оцениваться иначе. В это время начало формироваться капиталистическое общество, в котором экономика стала занимать центральное место в шкале общественных ценностей.В литературе докапиталистической эпохи преступление воспринималось как индивидуальный выбор, переживаемый героем как трагедия. В 20-веке преступление перестало быть выбором личности, утратило трагедийные черты. Как в жизни, так и влитературе, преступление стало будничным социальным явлением, одним из способов решения жизненных проблем и, преждевсего, проблем экономических.

ТеодорДрайзер в своих романах - «Титан»,«Гений», «Финансист», показывает героя,Каупервуда, который переступает всезаконы этические, нравственные, юридические, но все это полностьюоправдано “Делом”. Честный путь дологи мало эффективен.«Общество делится на рабов, живущих по принципам рабской морали, и тех кто способен переступить мораль – это те, кто способен создавать богатства и умеет властвовать.», - пишетДрайзер в 1913 год, - «Удел слабых поражение.В отличии от сильных они боятся общественного мнения. Они слишком трусливы, чтобы пойти на риск взятьчто-либо чужое. Они называют преступниками тех, кто ищет власти и богатства.Миллионеры же, гангстеры и мошенники достигают успеха, потому что борются и поэтому побеждают.»

ЗаявлениеДрайзера может показаться преувеличением,Драйзер – литератор, а литература всегда пользуется преувеличением как профессиональным приемом, но об этом,почти в тех же выражениях, говорит человек практики, закончивший лишь четыре класса церковной школы, непрочитавший в своей жизни ни одной книги, Луиджи (Лаки) Лучиано, босс боссо вмафии 30-ых – 40-ых годов, «Каждый хотел бы отнять что-либо у других, только у большинства не хватает смелости. У нас,у Мафии, она есть.»Классик литературы и “титан” американского преступного мира, также как и Раскольников Достоевского,делят мир на героев и “тварей дрожащих”.

Если следовать идее Достоевского о том, что нельзя пролить “слезинку ребенка”,тогда нужно отменить Прогресс. На миллионах “слезинок” строится мир материалистической цивилизации.«Страна предоставляет тебе выбор – или тебя грабят, или ты грабишь.», говорил Барнум,создатель самого известного в Америкецирка и выставок чудес света. Другая знаменитая фраза Барнума - «Простаки рождаются каждую минуту» (There′s a suckerborn every minute) – имеет сегодня не меньшее значение, чем 100 лет назад, когда онабыла произнесена.

Ты или “sucker” - недотепа или “swindler”,“sharpie” - острый, находчивый, тот, кто на ходу подметки режет, способен всех обвести вокруг пальца. Турчанинов,полковник генштаба русской армии,иммигрировавший в Америку в 1856 году,ставший бригадным генералом в армииСевера в годы Гражданской войны, - «Smartguy, по-нашему ловкач, пройдоха, здесь великое слово. Будь человек величайший негодяй, в каком бы то ни было классе сословия, если он не попал на виселицу,он то и почтенный. За ним ухаживают, его мнение первое во всем, его суждениям и приговору верят более, чем библии.»

Сам концепт обмана и манипуляций лежит в основе культуры рыночного общества.Как говорил еще Цицерон, - «Рынок – это призвание тех, кто покупает для того чтобы перепродать подороже, и они не могут это сделать без наглого и беззастенчивого обмана.» Энгельс называл экономику формой дозволенного обмана.В феодальном обществе богатства приобретались насилием, рыночная демократия предложила более цивилизованныеформы – обман, построенный на убеждении.

«Вся жизнь рыночного общества построена на завоевании доверия в деловой, политической и индивидуальной жизни. Успех во всех социальных сферах завоевывают только те, кто обладает способностью убеждать,способностью продать свой товар и свои идеи.» Социолог Джеймс Комбс.Главный инструмент убеждений – язык, и он отражает приоритет тех или иных качество отношений между людьми в данной культуре,часто просто в количестве используемых слов. В американском варианте английского языка существует больше терминов для обозначения различных типов обманщикови приемов обмана, чем в других языкахмира., - frauds, charlatans, deceivers, dissemblers, tricksters,swindlers, mountebanks, impostors, hoaxers, fixers, cheats,pretenders, cynics, hypocrites, hoodwinkers, fourflushers, bunk,baloney, buncombe, sham, shilling, bamboozle, himhamming, chisel,welsh, snake oil, bluffing, a bum steer, rook, flummox, selling abill of goods, the puton, a raw deal, diddling, swindling, the snowjob, the come?on, the gambit, the royal shaft, the setup, beingfleeced, getting burned, the ream job, conning.

Большинствоиз этих терминов непереводимы, они отражают специфику деловых и человеческих отношений, характерных только для американской культуры, а широта терминологии говорит о степени распространенности и изощренности обмана.Гарри Линберг в своей работе«Тhe Confidence Man in American literature», «Мошенник в американской литературе», показывает,что американская культура создала специфическую форму гениальности –гениальности обманщика. Этот социальный тип видит общество как сборище недоумков(suckers), которых он может убедить в своей заботе об их благополучии и, таким образом, за чужой счет, создать благополучие собственное.С одной стороны, какой разумный человек будет действовать против собственных интересов, с другойстороны, в каждом человек существует желание верить. Мы не всегда доверяем собственным чувствам и убеждениям, и готовы доверять тем, чьи убеждения логичнее и эмоционально более интенсивны,чем наши.

 Манипулятор не обязательно использует открытый обман, чаще он пользуется логикой доказательств и эмоциональным давлением.В первой половине ХХ века техникой манипуляции владел только тонкий слой населения, бизнесмены, капиталисты,финансисты. Во второй половине ХХ века,с вовлечением масс в экономический процесс, техникой манипуляций стали овладевать все социальные слои. Все, в той или иной степени, стали бизнесменами,капиталистами, финансистами - играют на бирже, вкладывают свободные деньги в бизнесы, участвуют в различных формах деловых отношений, а в них самым важным является умение убеждать, умение купить дешевле, продать дороже.

Естественно,что в атмосфере рыночного общества“Confidence man”, мошенник, превратился вдоминирующий социальный тип. В общественной шкале престижа, мошенники, добившиеся значительного успеха хитроумным обманом,традиционно занимали очень высокие места. Умение продать товар, который никто в здравом уме не купит, умение продавать все, даже то, что продать нельзя, требует активного творчества.Продажи, в широком социальном смысле,требуют изощренной изобретательности,и сами качества сэйлзмена–манипулятора наиболее уважаемы в обществе. Недаром,в греческой мифологии, покровитель творческих профессий, Меркурий, был богом всех искусств, включая торговлю и воровство. Америка всегда была страной творческого подхода ко всем проблемам,всегда искала и находила новые, небывалые пути и, прежде всего, в создании богатств, недаром ее называли страной неограниченных возможностей, “land of unlimited opportunity”.

По замечанию социолога Эмиля Дуркхайма,если возможности беспредельны, если“Sky is the limit”, предел - только небеса, то и ограничения, практические и моральные барьеры могут быть преодолены.Специфическое прошлое Америки, цивилизация создавалась в условиях первозданной природы, первых колонистов окружали дикие леса, на них нападали дикие звери и аборигены, сформировало характерный подход к решению проблем – ищется самый короткий и самый простой путь. Завоевание нового континента требовало сиюминутных решений, практичность в достижении цели.

Окруженный первозданной природой, американский колонист должен был забыть о морали, в борьбе с природой моралист не выживал.Мораль – результат развития цивилизации,и вне цивилизации неприменима. Поступок правилен, когда он ведет к выживанию, и неправилен, когда ставит жизнь под угрозу, на моральные реминисценции просто не было времени. Процесс развития капитализма, с одной стороны, создавалновый мир разветвленной цивилизации,противостоящий природе в своем материальном воплощении и, в то же время,возвращал человеческое общество к тем формам отношений, которые существовалив природе – борьбе за выживание, в которой побеждает сильнейший.

Условия конкурентной борьбы требовали творческого подхода и мгновенных решений, уголовные законы и законы морали усложняли путь к достижению цели, поэтому преступление как инструмент делового процесса, стал оорганической чертой нового общества.Генри Торо: «Вынужденный опираться только на себя, американец определяет свою свободу, как независимость от закона и традиций. Американец принимает закон, когда он на его стороне, и отвергает,если он против. Только он сам решает,что справедливо и что нет.»

Экономическая свобода, которую предоставил массам демократический капитализм, открыла все шлюзы для творческой энергии народа,и эта энергия сметает на своем пути все барьеры, стоящие на пути, устаревшие традиции и моральные нормы. Это борьба всех со всеми, и в ней выигрывают те, кто способен находить самый короткий путьк успеху, способен нарушать правила игры, игры с высоким уровнем риска.Характерен взрыв преступности в постсоветскойРоссии, когда появились небывалые возможности для индивидуального предпринимательства.

Первыми российскими предпринимателями стали те кто имел уголовный опыт, опыт приобретения богатств в условиях высокого риска. Уголовный мир был лучше приспособлен к деловой игре, чем основное население, приученное Советской властью к экономической и социальной пассивности.В стабильной экономике легальный бизнеснарушает закон используя многочисленные уловки,прибегая к прямому нарушению закона лишь в крайних случаях. При отсутствии стабильности, как это произошло споявлением свободного рынка в бывшемСоветском Союзе, в условиях разваливающейся политической и экономической структуры,индивидуальное предпринимательство выбрало самый простой путь к достижениюцели – игнорирование всех законов.Обман, мошенничество и убийства превратились в России в основное средство концентрации богатств, обнажив основные принципы бизнеса в условиях конкуренции.И это закономерно, что уголовники, самая активная часть населения, стали авангардом развития капитализма в России, бизнес требует умения рисковать.

Бизнес без риска может существовать лишь в застывших бюрократических, государственных формах, и, как правило, мало эффективен.На сегодняшнем Западе преступления вэкономике не выглядят настолько чудовищно, как в России, бюрократизированные корпорации выработали многоступенчатую систему сокрытия механизма экономических манипуляций, он не виден за сложными цивилизованными ритуалами, создававшихся в течении двух столетий рыночных отношений.

«Бесконечны напоминания прессы о беззаконных операциях в России. Но экономические преступления в России выглядят как наивный провинциализм, в сравнении с отточенной стилистикой гигантского мошенничества западного коммерческого мира. ...В этом наиболее наглядное преимущество западной цивилизации перед Россией. Западный человек получает достаточную тренировку в рационализации бизнеса, и уважение к закону. Он не будет надувать кого-то по мелочам. Обман по мелочам не продуктивен. Западный бизнесмен перед тем как совершить незаконную операцию, консультируется с юристом, и, в основном, старается держаться внутри границ закона, который,при помощи опытного адвоката, всегда работает в его пользу. У русских же нет многовековой практики ведения бизнеса.Поэтому русский бизнесмен, совершая точно такую незаконную операцию, как и его западный коллега, делает это непрофессионально, т.е. грубо и вульгарно.Он не озабочен даже тем, чтобы скрывать следы, и достаточно недальновиден и туповат, чтобы обманывать даже там, где в этом нет абсолютной необходимости. У русского нет того артистизма, внутренней дисциплины и того опыта обмана многих столетий, который есть у западного бизнесмена. Русский действует импульсивно,спонтанно, по-варварски. Склонность к преступлениям у русских не больше, а более очевидна. Она осуществляется в самых неприхотливых и неприкрытых нецивилизованных формах, а это не может не вызывать яростный протест у Запада.Не умея носить сложный маскарадный костюм благопристойности, над которым Запад работал веками, русские, в своем наивном невежестве, открывают для всеобщего обозрения сам механизм бизнеса.» Социолог Филлип Слатер.

В 90-ые годы ХХ века Россия повторила американский путь. В США, в 19-ом веке, в начальный период развития индустриальной экономики, откровенное взаимное надувательство в бизнесе, без маскарада благопристойности, также было общепринятым правилом. Бюрократическая структура бизнеса еще только создавалась,экономического законодательства не существовало, что позволяло использовать любые формы творческого подхода, поэтому обман, в среде деловой элиты, был откровенным и наглым.

Джон Пирпойнт Морган, создатель американской банковской системы, знавший, более чем кто-либо другой, психологию людей бизнеса, говорил, – «Я отношусь к людям с уважением, ко всем без исключения, но что касается людей бизнеса, то в их компании я бы не оставил свои ручные часы без присмотра.»

Экономическая элита страны во времена Моргана была немногочисленна и составляла не более нескольких десятков тысяч. В постиндустриальную эпоху, массы были вовлечены в деловой процесс в качестве его активных участников, и нарушение законов стало массовым явлением. Каждый ищет короткий путь, возможность обойти закон в своей сфере деятельности - это увеличивает коэффициент полезного действия любого бизнеса. Юридические законы и законы морали сдерживают динамику развития, и бизнес, в поиске самой короткой дороги, идет в обход правил, законов и морали.

СоциологДжеймс Комб видит американскую культуру бизнеса, как «Культуру обмана», таково название его книги. По его мнению,народный капитализм не мог не привести к популяризации приемов и техники бизнеса, ранее характерных только для узкого круга “титанов”, “финансистов”и “гениев”, - «взаимная манипуляция и обман стали этической и процедурной нормой нашей культуры».Социология, как и литература, использует обобщения,часто преувеличивает, чтобы более эффектно доказать свои тезисы. Но вот пример из практики делового мира:ДжиммиСалливан, член директората Нью-Йоркского департамента школьного образования,укравший из городской казны миллионы,в свое оправдание на суде привел следующий довод, - «Каждый у кого-то крадет, и этоне нарушение правила – это правило. Это95%. Кто-то крадет немного, кто-то больше.Впрочем, мы всегда были нацией, где гангстеры и мошенники превозносились до небес. Это часть Американской мечты.»

Традиция обмана, манипуляций и жульничества,творческого подхода к решению проблем была характерной особенностью американской жизни с первых лет существования британских колоний.Первым известным мошенником в истории Америки был капитан Самуэль Аргалл, назначенный вице-губернатором Виржинской колонии в 1616 году. Через два года он захватил все, что принадлежало общине, и сбежал, оставив от всего общинного богатства шесть коз. Все, что можно было вывезти, он погрузил на свой корабль, и в Англии продал с большой выгодой. Оплатив услуги адвокатов частью своей добычи, он смог не только уйти от суда, но, раздав взятки нужным людям,получил звание пэра за свои заслуги в освоении новых территорий в Америке, и был назначен представителем британской короны в Совет Американских Колоний.

ДжонХанкок, организатор Бостонского чаепития,с которого началась Американска яреволюция, накопил огромные богатства,занимаясь поставкой в колонии контрабандных товаров. Создатели американской конституции, Роберт Моррис и Джеймс Вильсон, входившие в состав Конституционного суда, состоящего из девяти человек, участвовали в гигантской афере по продаже несуществующих земельныху частков.Представители власти всегда были активными участниками делового процесса.В 1789 году финансист Генри Бикман заплатил муниципалитету Нью-Йорка 25 фунтов стерлингов за 23 мили территории,весь западный берег острова Манхэттен.Тогда этот участок общественной земли,появившись в открытой продаже, мог стоить 5.000 фунтов стерлингов. Каков был размер взятки, данной муниципальным чиновникам, осталось неизвестным. Одна из улиц Уолл-Стрита носит сегодня имя финансиста Бикмана, Beekman Street.

Финансовый гений и патриот Америки, Корнелиус Вандербильт, во время Гражданской войны продал Северу несколько десятков судов,списанных на слом. Он купил их перед началом войны, предчувствуя возможный спрос в случае начала военного конфликта.В связи с тем, что правительство остро нуждалось в увеличении своего морского флота, а на постройку новых кораблей не было времени, Вандербильт продал старые посудины по цене новых, и, при проверке их ходовых качеств, они затонули.Естественно, что он не мог бы заключитьэту сделку без помощи друзей в закупочной комиссии Конгресса.

Таммани Холл, -название группы политиков и бизнесменов,покупавшей и продававшей назначения на общественные должности, проводившей законы, выгодные лишь большому бизнесу,в Нью-Йорке начала 20-го века. ТамманиХолл в американской истории стал символом предела политической коррупции. ГлаваТаммани Холл, Босс Планкетт, произнес историческую фразу, - «Когда я вижу открывшиеся возможности, я ими пользуюсь.»,(I’ve seen my opportunities, and I took them!). МистерПланкет, уйдя с поста, тем не менее,остался в памяти народной как мастер своего дела, мастер политической и экономической игры.

Скандинавский драматург Кнут Гамсун, побывавший в СШАприблизительно в то же время, - «Общество смотрит на крупные аферы с симпатией и часто с восхищением. Способность обманав крупных масштабах в глазах публики выглядит как выражение изобретательности,характерной черты янки, а пресса сумилением описывает технические деталиаферы и восторгается точностью,ювелирностью работы мошенников.»

ЧарльзДиккенс, после своего путешествия по Соединенным Штатам, писал в своих«Американских записках» в 1842 году, -. «У них в почете умение ловко обделывать дела ... и оно позволяет любым плутам,которых стоило бы вздернуть на виселицу,держать голову высоко, наравне с порядочными людьми. Мне не раз приходилосьвести такой разговор, - «Ну разве непостыдно, что имярек наживает свое состояние самым бесчестным путем, а его сограждане терпят и поощряют его,несмотря на все совершенные им преступления. Ведь он позорит общество!Да, сэр. Он признанный лжец! Да, сэр.Совершенно бесчестный, низкий, распутный  тип ! Да, сэр. Ради всего святого, за чт оже вы тогда его уважаете ? Видите ли сэр,он ловкач, shrewd, smart guy.» Shrewd, smart guy сегодняшнего дня также пользуется всеобщим уважением, и как во времена Диккенса доминирует в общественной жизни.

1975год. Предвыборная кампания в Майами.Кандидат в президенты, Джимми Картер,выступает на банкете перед представителями большого бизнеса. Входной билет - $1,000.Картер разъясняет основной лозунг своей предвыборной программы – честное правительство. Рядом с ним на подиуме сидят – мэр Майами, только что отсидевший срок за уклонение от налогов, два сенатора от штата Флорида, в этот момент находящихсяпод судом за проталкивание закона о льготах, в сферах представляющих их персональные деловые интересы,руководитель одного из министерств,находящийся под судом за получение взятки, и 3 представителя других министерств, обвиненных в хищенииго сударственных средств.

Бесчисленные скандалы, связанные с обманом и мошенничеством, на страницах американской прессы часто выглядят как нарушение общепринятых правил, как отклонение от нормы. Но манипуляции и аферы являются органической, неотъемлемой частью деловой игры. Когда в 1938 году, обман иманипуляция ценами в доставке авиационной почты достигло таких размеров, что правительство было вынуждено закрытьвсе авиа-кампании, вовлеченные в аферу,председатель Торговой Палаты США ВиллиРоджерс, выступил со следующим заявлением– «Если мы будем закрывать какие-либо индустрии в связи с мошенничеством и аферами, то мы должны будем остановитьвсю экономику страны».

Но скандалы в сфере политики и большого бизнеса характерны не только для Америки,с неизменным постоянством они происходяти в европейских странах. Разница в размахе, масштабе. Масштабы - это специфика Нового Света, она видна в самой природе Соединенных Штатов, в ее архитектуре и также в размахе преступности.В 1949 годусостоялось совещание представителей оккупационных войск в Германии. На повестке дня стоял один вопрос – грабеж складов в армиях союзников. Основными участниками ограблений были американскиесолдаты и офицеры всех рангов, тем не менее, американские представители были оскорблены тем фактом, что вина возлагается только на военнослужащих США, напомнив о том, что крадут не только американцы,но и французы и англичане. ПредставительФранции привел следующий довод, казавшийся неопровержимым, - «Что украдет французский солдат? Блок или два сигарет (сигаретыв послевоенной Европе использовались как форма валюты). Что украдет американскийсолдат? Он угонит целый поезд, вовлечет в свой бизнес не только солдат, но и офицеров, подкупит поездную бригаду,зафрахтует десятки грузовиков, создаст сеть распространения». «Это уже не воровство, а большой, хорошо организованный бизнес», ответил ему представитель американских оккупационных войск.

ПослевоеннаяАмерика превратилась в экономическоголидера западного мира и лидера во всехвидах преступности всех классовамериканского общества. Вместе с ростомэкономики росла и преступность. С начала50-ых годов национальный продукт на душунаселения увеличился в три раза. За этиже 50 лет преступность в экономикеувеличилась в 5 раз. Люди больше боятсяиндивидуальной преступности, чемпреступности организованной. Ограбление,на улице или в доме, с его внезапностьюи конкретностью, запечатлевается впамяти.

Ограблениемиллионов в течении многих лет банками,страховыми кампаниями, корпорациями,или в результате биржевых махинаций,проходит без всякого драматизма, хотяэффект и размеры организованного грабежанесопоставимы с мелким, в денежномвыражении, уличным ограблением. Выможете потерять деньги, какую-то частьсвоего имущества в результате грабежа,но не потеряете всего того, что вынакопили в течении жизни. Организованныйграбеж, проводимый корпорациями,превратит вас в нищего.

Вотличии от индивидуальной преступности,преступления корпораций совершаютсяорганизацией. Преступления корпорацийпринято называть “беловоротничковойпреступностью”. Термин как бы предполагает,что преступления совершаются отдельнымиработниками корпораций. Но беловоротничковаяпреступность отличается от индивидуальной,уличной, огромными суммами, которымиона манипулирует, а это возможно лишьпри использовании тех человеческих итехнологических ресурсов, которые можетпредоставить только организация.Индивидуальная инициатива может принестилишь крохи. Поэтому правильный терминтот, который применяется по отношениик мафии – “организованная преступность”.Недаром, в обиходной речи, крупныекорпорации называют – мафия нефтяников,мафия врачей, профсоюзная мафия.Грандиозные аферы последних десятилетийсделали всемирно известными именафинансистов Ивана Боевски, МайклаМилкена, Чарльза Киттинга. До их арестаамериканская пресса преподносила этиимена, как образцы научного менеджмента,их называли финансовыми гениями, титанамиБольшого Бизнеса, ими восхищалисьмиллионы. Они, действительно, былиталантливыми организаторами работыогромного аппарата корпораций, и тысячирядовых работников участвовали впроведении гигантских афер, что и сделаловозможным ограбление публики в грандиозныхмасштабах. Когда на суде Майкла Милкенаспросили, почему он обманул не толькомиллионы вкладчиков, но и своих ближайшихдрузей, он ответил, - «Если я не будуделать деньги на своих друзьях, на комже я их буду делать».

Дляистинного бизнесмена не только безымяннаяпублика, но и его родственники и друзья,также средство обогащения. От негонельзя ожидать какой-либо лояльностипо отношению к конкретным людям – онверно служит только Делу. Доход Милкенав 1986 году – 296 миллионов. В 1987 году егозаработок составил 550 миллионов. Врезультате афер Милкена сотни тысячпотеряли свои сбережения, многие потерялиработу. Майкл Милкен получил тюремныйсрок за свои противозаконные манипуляциина бирже, был осужден также и общественныммнением. В период суда над Майклом Милкенстала популярной ироническая песенка:Яобдул, всех обдулИ наверное вы в гневе.Ая рад как лиса в чужом хлеве.Уолл-Стритмой дом роднойА вы наверно продалисвой.Студенты школы бизнеса в университетештата Пенсильвания сочинили, по томуже поводу, песенку-дразнилку :Я мухлюю,мухлюю, мухлююИ гордо кричу как петух.Выпотеряли, а я приобрелВам не на что житьАмне наплевать, я буду шутить.

Послеокончания университета студенты школыбизнеса Пенсильванского университетаначнут работать в крупных корпорациях,и, естественно, оставят позади свойюношеский максимализм. Сама логикаработы корпораций вынудит их подчинитьсяобщим правилам игры. Во многих университетахв обязательную программу входит “курсэтики бизнеса”, но можно ли научитьволка питаться овощами.

 

Какпишет автор нашумевшей книги «Почемумы ведем себя как американцы», - «Есликакой-либо наивный представителькорпоративной номенклатуры будетчестным в буквальном смысле слова, оннеизбежно окажется за воротами.» Рядовыеработники корпорации, вовлеченные вмахинации своей кампании, участвуя вобмане и манипуляциях своего работодателя,принимают их как неизбежность, протестоватьпротив аморальной тактики кампанииозначает быть выброшенным за ворота иоказаться в черном списке, все дверидругих корпораций будут закрыты. Ктохочет быть героем? Даже близкие люди идрузья назовут ваш поступок идиотизмом.И, действительно, не считай себя лучшедругих, будь как все – ведь это естественнаяформа ведения бизнеса, не пытайсяпеределать мир.»

Какпишет профессор истории Американскогоуниверситета в Вашингтоне, Майкл Казин,- «Сегодня, когда большинство работниковкорпораций являются держателями акцийсвоих работодателей, и, в той или иноймере, вовлечены в махинации своихкампаний, у всех возникает иммунитет кповсеместному обману. Наша экономикастановится все более демократизированной,в ней принимает активное участие большаячасть населения. Каждый, владеющий дажеминимальным количеством акций, авладельцев акций сегодня более 60миллионов, чувствует себя участникомазартной игры, в которой махинации закарточным столом обязательная частьпроцесса.»

Разумеется,можно создать свой собственный бизнеси попытаться в нем быть в нем честным,но мораль хороша для отношений с близкимилюдьми, а в бизнесе, по определению,существует только мораль успеха.Впоследнее десятилетие аферы приобретаютвсе больший масштаб – растет экономика,с ее ростом увеличиваются и возможностидля махинаций. Но для их проведениянужно заверить публику в чистоте идобропорядочности корпорации, нужносоздать базу доверия, также, как этоделает любой рядовой “conman”, мошенник.У лидеров экономики высокий общественныйпрестиж - они служат обществу, создаваябогатства, и отсутствие морали, как и укарманника, разница лишь в высокомпрофессионализме и количестве карманов,в которые они залезают. За последние 5лет под суд были отданы 22 крупнейшиекорпорации страны, среди них - Enron, Xerox,Haliburton, Aol, Time Warner, Kmart, WorldCom. Их руководителиза два года (1999-2001), получили зарплату вобщей сумме 15 миллиардов долларов, в товремя как акции их кампаний потеряли500 миллиардов своей стоимости. Это сумма,которую потеряли вкладчики, акционерыи потребители. Кроме экономическихпреступлений существует и другая сферабизнеса, в которой корпорации получаютогромные доходы – отказ от соблюдениязаконов об охране труда и здоровьяпотребителей.

Этотрод преступлений не относится к разрядупреступлений уголовных, они квалифицируютсякак нарушение гражданских законов. Еслиработодатель обязывает работникафункционировать в условиях, в которыхиспользуются опасные для жизни и здоровьяхимические вещества, в случае отказаот работы он будет уволен, а в случаепринятия условий умрет, то работодательне считается убийцей, и не подлежитуголовному преследованию. 25 тысяччеловек погибает каждый год на заводахв результате использования дефективногооборудования и нарушения законов поохране труда. Значительно большее числожертв составляют потребителинедоброкачественных товаров.Фармацевтическая промышленность –огромная индустрия, приносящая 200миллиардов в год. На ее счету тысячичеловеческих трагедий - 100 тысяч случаевдефектов новорожденных у тех матерей,которые принимали лекарство «Benedictin»,уменьшающего тошноту у рожениц. Таблеткидля сна, Halston, принесли кампании Upjohn 240миллионов и более 200 тысяч пациентов,принимавшие Halston, имели проблемы спамятью, и испытывали различные формыпараноидального поведения и стремлениек самоубийству.Но рекорды традиционноставила автомобильная промышленность.

Одиниз самых известных фактов - историяфордовской модели «Pinto». Более 500покупателей этой модели сгорели в своихмашинах - результат конструктивногодефекта бензобака. Менеджеры кампаниимогли снять модель с продаж и изменитьконструкцию бензобака. Но «Pinto» продолжалшироко рекламироваться, как самаяудачная модель последнего времени.Внутренний документ кампании «ДженералМоторс» 1989 года, - «Дефект в конструкциибензинового бака машин кампании привелк 500 смертельным исходам при столкновении.Компенсация составили 200,000 долларов насемью погибших. Количество машин кампаниипо всей стране 41 миллион. Разделив общуюсумму компенсации на количество машин,расходы компании на каждый инцидентвыражаются в $ 2.5. Исправление же дефектабудет стоить кампании почти в четырераза больше - $8.5 на каждую машину».

Какговорил железнодорожный магнат КорнелиусВандербильт в конце 19-го века, послеобвинений прессы в том, что его корпорацияустраняет конкурентов, устраивая на ихлиниях железнодорожные катастрофы сбольшим числом человеческих жертв, «Мыв этом бизнесе вовсе не для того, чтобыслужить обществу, мы в нем потому, чтоон приносит большие деньги.» В те добрые,старые времена бизнес был откровененв определении своих задач, в наше времякрупные корпорации вынуждены маскироватьсвои истинные цели лозунгом служенияобщественным интересам.

Нарушениезакона самая продуктивная практикасоздания богатства, и бизнес широкопользуется всеми возможностями этогобогатейшего ресурса. Негодованиепублики, по этому поводу, лишь даньэмоциям, в своей жизненной практикекаждый следует тем же правилам, покоторым живет Большой бизнес. У рядовогоработника тот же кодекс норм, что и укорпорации, на которую он работает. Укорпорации нет, и не может быть,ответственности перед всем обществом,ее нет и у работника корпорации. Работникне несет никакой ответственности передобществом, он прежде всего профессионал,для него существует только ответственностьза дело, которое он делает.

Вфильме «Мост через реку Квай», капитанНиколсон, военный инженер, профессионалвысокого класса, заключенный в японскомлагере для английских военнопленных,с гордостью выполняет поставленнуюперед ним японцами задачу построитьмост в непроходимых джунглях, и выполняетто, что кажется невыполнимым. Во имядела он не щадит ни себя, ни смертельноизможденных английских солдат. Мостпостроен. Через него японцы перебросятвоинские подразделения и технику, иуничтожат форпосты английской армии,до существования моста бывшие дляяпонцев недостижимыми. История капитанаНиколсона – это история истинногопрофессионала, но, так как это происходитв экстремальных условиях, впечатлениешокирующее. В нормальных же условиях,эта позиция не вызывает осуждения.

Герояфильма «Risky Business», Рискованный бизнес,которого играет Круз, также можно назватьпрофессионалом, начинающим профессионалом,он сын обеспеченных родителей, мечтающихо том, что их сын поступит в школу бизнесаПринстонского университета. ГеройКруза, в тот момент, когда родителиотбыли в отпуск, устраивает в домебордель для учеников школы, в которойсам учится, и проводит титаническуюработу по созданию нового бизнеса –сексуального сервиса, и действует какистинный профессионал. Его антрепризаоказывается чрезвычайно успешнойблагодаря исследованию запросов рынка,особенностей потребителя и деталейбухгалтерии. Представитель Принстонскогоуниверситета, появляющийся в домеродителей Круза чтобы провеститестирование кандидата на учебу впрестижной школе бизнеса, застаетабитуриента в процессе деловой активности,и его эффективность настолько впечатляетвербовщика, что он, без всяких сомнений,вручает начинающему бизнесмену документо приеме в университет.

Вдругом фильме Круза, «Firm», герой, выпускникюридической школы, начинает работатьв адвокатской конторе, обслуживающуюмафию. Фирма помогает мафиозным боссамотмывать грязные деньги. Как говоритодин из руководителей фирмы, наставникКруиза, «being a tax lawyer has nothing to do with the law ?it′s a game.», юрист не имеет ничего общегос законом это азартная игра. Любой бизнесэто игра, а в игре существуют лишьправила, мораль относится к другойкатегории, скажем, к филантропии, которая,впрочем, также является большим бизнесом.

Возможно,фильм отражает современное падениеморали, но мораль была на том же уровнеи 100 лет назад. Рекламное объявлениеадвоката в аризонской газете конца19-го века, - «Если вы под судом или судитекого-то, то я человек, который вам поможет.Если за вами числятся вымогательство,грабеж, намеренный поджог – за моейспиной вам нечего бояться. Я редкопроигрываю. Из одиннадцати убийц я сумелоправдать девять. Приходите пораньше,и вы избежите ожидания в очереди.»Реклама юриста 19-го века сегодня выглядиткурьезом, за полтора века юристы научилисьцивилизованной форме привлеченияклиентов, откровенный цинизм сегодняосуждается, он нерентабелен, и, в то жевремя, происходит постепенное возвращениек самым циничным формам обмана во всемобществе. Как говорят юристы, находящиелазейки в законодательстве для своихклиентов, «Это, конечно, аморально, новполне законно».

Низшиеклассы чувствуя себя обманутыми, ведьбогатство элиты создается их минимальнооплачиваемым трудом, также считают себяв праве нарушать закон, снисходительныйк богатым. Низшие классы, нарушая закон,могут сказать, - «это конечно незаконно,но вполне морально.» Таким образом, всеклассы имеют оправдания, нарушая закон,никто не верит в правила честной игры.Правда, корпорации получают, благодарясвоему творческому подходу к закону,сотни миллиардов долларов, а нетворческое,прямое, индивидуальное нарушение законапо стране в целом, приносит, по статистике2000 года, не более 6 миллиардов. Факты оделовой практике большого бизнесастановятся известны только во временагромких скандалов, и затем исчезают состраниц прессы и экранов телевизоров.Зато об индивидуальных преступленияхсредства информации сообщают ежедневно,на первых страницах газет, телевидениепосвящает им большую часть информационныхпередач.

Статистикауличных преступлений проводитсяпостоянно, и она показывает масштабыпреступности, в которой США лидируетсреди других индустриальных стран.Число грабежей на душу населения вАмерике в 5 раз больше чем в Европе.Количество убитых на душу населения вСоединенных Штатах в 2000 году было в 10раз больше, чем в Англии.Существуетшироко распространенное мнение, чтобольшую часть преступлений совершаютновые иммигранты и оно, во многом,подтверждается статистикой. «Принятосчитать, что новые иммигранты приносятволну преступности из своих стран вНовый Свет. Но большая часть иммигрантовбыли законопослушны в своих странах.Если они нарушают законы, то, в основном,благодаря общим условиям жизни инравственной атмосфере своей новойстраны. Беззаконие было и есть наиболеехарактерное качество американскойжизни.» Джон Адамс Труслоу, потомоксемьи Адамс, давшей стране двух президентови нескольких выдающихся политическихлидеров страны.

Этужезакономерностьотметил и криминолог Сюзерленд в 30-ыегоды. Исследуя причины преступности вГонолулу, он обнаружил, что японскаяобщина, живущая замкнутой жизнью внутрисвоего этнического гетто, имеет самыйнизкий уровень преступности. Там, гдеяпонцы жили и работали, смешавшись сосновным населением, уровень преступленийбыл наиболее высок.Начиная с середины19-го века по сегодняшний день, Америкаабсорбировала 54 миллиона иммигрантов.

Наиболееуспешными среди них были те этническиегруппы, которые были способны создаватьсвои организации - профессиональныесоюзы, союзы бизнесменов и мафиозные«семьи». Мафиозные группы – итальянцы,ирландцы, евреи, а позднее вьетнамская,китайская, доминиканская и мексиканскаямафии, отличались от всех других,легальных объединений иммигрантов,тем, что давали иммигрантам значительнобольшие возможности для экономическогороста.

Иммигранты,являясь объектом беспощадной эксплуатациии субъектом недоверия и унижений состороны коренных жителей страны, виделив американских законах, легализующихнарушение их гражданских прав, своеговрага, а в мафии защитника. Иммигрантыпредпочитали третейский суд крестныхотцов-godfathers официальному американскомусуду. Мафия, вместо бездушного и частопристрастного к иммигрантам американскогосуда и полиции, предлагала «семейныйподход». Мафия распределяла рабочиеместа, и в, некоторых случаях, организовывалапомощь больным и бедным. Это не былофилантропией. Мафия создавала, такимобразом, массовую поддержку в своихиммигрантских гетто. Иммигрант в одиночкубыл лишен возможности использоватьпреимущества американской демократии– личную свободу, высокую социальнуюмобильность и слабость государства.Мафия же могла эффективно пользоватьсяпреимуществами свободного рынка игражданских свобод, потому что обладаласилой и влиянием – она была организацией,в чьих руках скапливались огромныеденежные средства, самый мощный инструментбизнеса.

Легальныеже организации иммигрантов, как правило,были малоэффективны они существовалина мизерные суммы в виде членскихвзносов. Для иммигрантских мафийобразцами ведения бизнеса были крупныекорпорации, используя те же организационныеприемы в аккумуляции богатства, онисоздавали влиятельные преступныесиндикаты с доходом в сотни миллионовдолларов.

Вфильме «Крестный отец», глава итальянскойМафии, Карлеоне, объясняет своимсоратникам, что Мафия (ее итальянскоеназвание Коза Ностра – Наше Дело), этоне шайка уличных воришек - это бизнес всфере сервиса, который потребитель неможет получить через легальные каналы.Публика хочет секса, свободный доступк которому перекрыт законом. Она егополучит. Мгновенное получение денежныхзаймов, минуя затяжную бюрократическуюпроцедуру банка, разумеется, под огромныепроценты. Возвращение долгов кулакоми пистолетом, минуя многолетние и частобезрезультатные судебные процессы.Существует потребность убрать врага,конкурента, нежелательного свидетеля.Только у нас потребитель может получитьвсе то, что он не может получить позаконным каналам. Бизнес семьи Карлеоне- бизнес специфический.

Ноитальянские иммигранты, как и многиедругие этнические меньшинства, не былидопущены к бизнесу легальному, точнее,в те сферы бизнеса, где законным путемделаются большие деньги. Менеджменткорпорации Карлеоне анализируетэффективность и продуктивность вложенийсредств и рабочей силы, и делает это стой же тщательностью и профессионализмом,как и любая другая корпорация. Правда,у Мафии иной кодекс чести и несколькоиные правила игры, чем в законном бизнесе.Но игра по общепринятым правилам нехарактерна для всего общества в целом,со времен Генри Торо, и по сей день, -«Американец принимает закон, когда онна его стороне, и отвергает, если онпротив. Только он сам решает, чтосправедливо и что нет.» «Крестный Отец»показывает итальянские семьи, бежавшиеиз своей страны от насилия, коррупциии эксплуатации. У них, в своей стране,не было возможностей подняться ссоциального дна, так как неподвижнаясоциальная структура Италии 19-го веказакрепляла все привилегии за классомлендлордов, включая и сицилийскую мафию,защищавшую интересы крупных землевладельцев.В новой стране, несмотря на то, чтоиммигранты попадают на то же социальноедно, у них, тем не менее, есть шансывоспользоваться возможностями свободыиндивидуального предпринимательстваи наиболее энергичные, амбициозные, испособные идти на риск, выбираютпреступные формы бизнеса, потому чтоони предоставляют самый короткий путьк экономическому успеху. В средневековьенизшие классы видели в разбойниках,как, например, в Робин Гуде, силу, вкакой-то степени восстанавливающуюсоциальную справедливость.

Организованнаяпреступность в Америке вовсе нерассматривает себя как организациюборцов за справедливость. Также, как идругие деловые корпорации, они участвуютв конкурентной борьбе, азартной и частоопасной игре с высокими ставками. Вборьбе за успех, за Американскую Мечту.До появления фильма «Крестный Отец»гангстерские фильмы были единственнымжанром, в котором допускалось отсутствиехэппи-энда. Гангстер в конце фильмапогибал. В этом была дидактика фильма- нельзя добиться успеха вне легализованныхканалов. Правда, сама жизнь не подтверждалаэту истину. Огромный экономическийуспех мафии во время Сухого закона, апосле его отмены контроль определенныхсфер индустрии - перевозки, строительство,уборка мусора и легализованных азартныхигр, в послевоенное время превратилМафию в одну из крупнейших корпорацийстраны. Успех Мафии, экономический успехорганизованной преступности, был, вомногом, подтверждением того, что вусловиях конкуренции только организация,корпорация может добиться реального,осязаемого успеха. Перед отдельнымпредпринимателем общество ставитнеисчислимые барьеры, и особенно дляиммигранта.

Толькоорганизация в любой сфере бизнеса, будьэто бизнес легальный или криминальный,гарантия победы. Способность гангстерскихсообществ создавать сложные организационныеструктуры бизнеса, находить в нем новыепути, и мужество в условиях угрозытюремного срока или убийства конкурентами,не может не вызывать уважения у американца,воспитанного на идее - «Дело, бизнеспрежде всего». Мафиозо окруженромантическим ореолом – он, несмотряна опасность, нарушает закон чтобыдобиться того же, чего хотят всезаконопослушные граждане страны -успеха. В отличии от них, он идет к своейцели в условиях высокого риска идобивается экономического успеха иблагополучия своей семьи. А успех иблагополучие семьи и есть фундаментальныепринципы американской жизни. Что непрощается – поражение в борьбе за успехи предательство интересов семьи.

Современныемафиозные группы копируют организационныеметоды корпораций, но в 19-ом веке, впериод их создания, процесс был обратным,корпорации не только перенимали приемыкриминальных банд, но и использовалиих для захвата или нейтрализацииконкурентов. Итальянская мафия - этонаиболее известная часть мираорганизованной преступности, но еечисленность, по оценке ФБР, не более10,000 человек. Количество же индивидуальныхуголовных дел, хранящихся в информационнойбазе данных Министерства юстиции,составляет 50 миллионов. Большая их частьсвязана с преступлениями, использующиминасилие, а насилие было широко употребимымс момента основания страны. Как гласитстарый и вечно новый лозунг - «Violence asAmerican as the apple pie», насилие такое же типичноедля Америки блюдо, как яблочный пирог.

Исторически,агрессивность американца следствиепротестантской доктрины - идея борьбыс природой, вне и внутри человека. Напринципе борьбы всех со всеми построенався экономическая цивилизация, а широкаяпреступность лишь следствие этогопринципа. «The gospel of money was a gospel of violence»,молитва о деньгах, была молитвой насилия,писал Токвиль о начальном периодестановления американской индустрии. В«Мартине Челзвике» Диккенс описывает,по его определению, типичного американцаэпохи “завоевания новых границ”,Ганнибала Чоллопа, - «Сей достопочтенныйджентльмен носит в карманах своегосюртука несколько револьверов, и напоясе огромный нож, который он ласковоназывает “Потрошитель”, а свою саблю,не менее нежно, “Щекотун”. Он славитсясвоей галантностью. Oдин из эпизодов еепроявления описывали местные газеты,когда мистер Чоллоп, с присущим емуизяществом, саблей проткнул глаз своемуоппоненту.»

Этобыла непрерывающаяся война всех совсеми, люди убивали друг друга за землю,воду, рудники. Закончив уничтожениеиндейцев и получив землю, ковбои-скотоводыи фермеры начали непрерывную войнудругу с другом. Достаточно посмотретьнесколько ковбойских фильмов, чтобыувидеть тот огромный накал войны всехсо всеми за богатство, в какой бы формеоно не воплощалось. Агрессивностьпериода освоения Дикого Запада былапродолжена впоследствии, в период ростаиндустрии и создания промышленныхимперий, корпораций. Владельцы железныхдорог устраивали катастрофы на линияхконкурентов, владельцы заводов нанималибандитов для запугивания рабочих иподавления стачек, профсоюзы нанималидругих бандитов для сдерживания бандитов,нанятых хозяевами. Общество, истинныйкульт которого действие, легализуетвсе формы выражения энергии. Для тогочтобы создать новое, нужно разрушитьстарое и агрессивность в этом процессенеобходима. Нарушитель закона, преступник,в американской истории был всегда болеепопулярным героем, чем государственныедеятели, бизнесмены или люди искусств.Он воплощал индивидуальную свободу,доведенную до логического конца.

Гангстеры,киллеры и серийные убийцы становилиськультовыми фигурами. Во многих районахстраны можно найти музеи, посвященныенациональным героям, «Залы славывыдающихся грабителей». Об их жизни идеятельности написаны тысячи книг исняты сотни кинофильмов. Американскаяпублика, в своем большинстве, не знаетистории своей страны, не знает именбольшинства президентов, не говоря ужео мировой истории, но такие имена, какБилли Кид, Джесси Джеймс, Бенни и Клайд,Претти Бой Флойд, Ма Бэккер, ДжонДиллинджер, Ал Капонэ, Лепке-Бухалтер,Багс Моран, Багси Сигель – эти именазнают все. Голливуд создал сотни фильмово великих гангстерах, им посвященытысячи книг и исследований их жизни,многотомные труды рассказывают вподробнейших деталях об их жизни.. Толькооб одном из них, Билле Киде, было снятоболее двадцати фильмов. Легенда оботважном, бесстрашном бандите былаувековечена. По свидетельству тех, ктос ним встречался, это был худой коротышкас покатыми, бабьими плечами, гнилымизубами, и выглядел полным дегенератом.Каким он был в реальной жизни не имеетособого значения. Билли Кид, как и многиедругие бандиты его времени, вначале20-го века, в глазах общества были символом,символом противостояния индивида новомуиндустриальному обществу, где толькопринадлежность к организации, картелю,корпорации дает шансы на успех. В реальнойэкономике корпорации победили в борьбес индивидуальным предпринимательством,но их победа была гарантирована самойатмосферой общества, преклоняющегосяперед силой и удачей, и видевшегонарушение закона как бизнес другимпутем.

Телевизионнаясерия «Melrose Place» 90-ых годов, одна из самыхуспешных, показывала группу молодыхпрофессионалов, строящих свою карьеруна обмане и пользующихся всеми средствами,вплоть до вымогательства, шантажа иубийства, чтобы добиться своей цели.Герои не только внешне привлекательны,они обаятельны в процессе своихманипуляций. Успех - это не только наградаза самоотверженный труд – это реализациявсех человеческих талантов. То, чтораньше могло шокировать зрителя, какскажем, фраза героя Майкла Дугласа вфильме «Wall Street», биржевого агента, небрезгующего никакими средствами, -«greed is good», жадность – прекрасна, жадностьдвигает экономику страны, сегодня никогоне может возмутить.

«Нашидеал – большие деньги. Идеал рождаетнесметные полчища преступников и ониистинные герои. У них одна мораль –мораль победы. Они не верят ни в какиеправила, законы, нормы, поэтому онипобеждают всегда. Их успех доказываетморальное превосходство мошенниковнад толпами верящих в честную игру (fairgame) дураков.». Р. Милл, классик американскойсоциологии.«Сегодня, с отдельногочеловека полностью снята ответственностьперед обществом – «If it feels good, do it.» - еслиты чего-то хочешь, делай, «Good guy finish last»- честный человек приходит к финишупоследним. Побеждает только тот, ктоиграет без правил.» Социолог Thomas D. Kerr.

Героисегодняшнего кинематографа, представленныхплеядой актеров – Майкл Дуглас, ДжонМалкович, Весли Снайпс, Джеймс Спайдер,не входят в конфликт с обществом, неиспытывают никаких нравственных терзанийпо поводу аморализма системы, они простопользуются теми возможностями, котороеобщество предоставляет. Борьба засвободу в экономической деятельностии за права личности, потеряла своюпривлекательность, идеалы 60-ых годовутратили свой социальный и моральныйпафос. Сегодняшняя пресса следующимобразом оценила фильм шестидесятых,рассказывающий о владельце независимойгазеты, который, рискуя своим благополучиеми, в конечном счете, жизнью пытаетсяпривлечь к суду главу местной мафии,подкупившего большинство местныхполитиканов и обладающего большейвластью, нежели любой бизнесмен илиполитический деятель города - это историяконфликта амбиций газетчика и мафиози.Моральные категории, борьба добра созлом, стали восприниматься как анахронизм.

Если считать, что искусство отражает наиболее важные для общества вопросы жизни, то американская литература, кино и телевидение, в которых тема преступности занимает доминирующее место, отвечает на эти вопросы. 

Михель Гофман

Мне нравится! Понравилось: 1
Пожаловаться
Комментариев (1)
Ангел-Снов    24.12.2019, 08:57
Оценка:  +1
Ангел-Снов
Очень много букофф....
Реклама