Закрыть
Все сервисы
Главная
Лента заметок
Теги
Группы
Рейтинги

О прощении

19 февраля´07 8:58 Просмотров: 1391 Комментариев: 45

«Как можно такое простить?» - мой визави внешне напрягся и ждал ответа. Его вопрос не был уникальным. Начиная с детства и фразы «я с тобой больше не дружу» и заканчивая взрослым «да как ты мог! Я тебя больше видеть не хочу! Такое не прощают», в нашем мире идея прощения часто сводится к тому, что «я стерплю то, что ты мне сделал, но теперь ты мне обязан». Наверное, это наилучший вариант решения проблемы, который мы можем наблюдать вокруг.

В теории многие из нас согласны, что прощение – это прекрасная вещь. Когда мы смотрим фильмы, читаем книги, слышим чужие истории, нам кажется, вот простил (простила) бы, и все бы наладилось… ведь человек действительно раскаивается! Однако такое благородство быстро забывается, как только мы оказываемся в ситуации, где нам сделали больно и мы теперь стоим перед выбором: прощать или нет. Но даже это не самое сложное. Обычно, раскаяние обидчика побуждает нас его прощать, может мы и потреплем ему нервы, потянем волынку, дадим прочувствовать, ЧТО ОН (ОНА) СДЕЛАЛ(А)… но в конце концов, повинную голову меч не сечет, ведь так? (Хотя мы уже десять раз наказали «виновного» своим молчанием, высокомерием или отсрочиванием прощения!) Насколько сложнее проявить прощение и любовь к тому, кто и не думает признавать свою вину!

Как и смирению, прощению невозможно научится вне Бога. Без высшего Судьи, мы становимся сами верховными судьями, и, по большому счету, творим суд без милости. В Библии есть очень интересный факт, когда Давид согрешил, Бог ему дал выбор, быть наказанным людьми или Богом, на что Давид ответил: «тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне». Научится прощать можно только у Бога. Это возможно только тогда, когда мы осознаем свою вину перед Ним и переживаем Его прощение. Давайте посмотрим на это в деталях…

Думаю, что венец христианства – это любовь, выраженная в прощении. Оглядываясь вокруг, нельзя не прийти к выводу, что это одно из самых трудных и, кажется, недостижимых нравственных завоеваний. Мы все сражаемся за свои интересы с рвением и, иногда, яростью, на которую способны лишь убежденные в своей правоте люди. Мы не умеем быть «правыми», правота в наших глазах становится добродетелью, которая возвышает нас над окружающими людьми, мы чувствуем себя объективным «мерилом» добра и зла, становимся судьями, которые вправе выносить наказание виновному, а также палачами, которые исполняют приговор.

Очень интересно проследить то, как взаимодействовал Иисус с окружающей Его культурой. Если мы постараемся окунуться в тот мир, то поймем, что Он находился в постоянном конфликте с «порядочными» людьми того времени. Он критиковал уважаемых людей того общества – книжников и фарисеев, которые составляли его духовную элиту. Это все равно, если бы Он начал критиковать интеллигенцию нашего времени.

Я вспоминаю один рассказ Иисуса: «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» Как часто мы считаем себя «не такими, как прочие люди»! Мы не делаем этого, и того тоже не делаем, и так бы мы не поступили, и эдак бы не сделали – в нашей голове существуют целые списки подобных завуалированных самовосхвалений. Такой взгляд на себя является неотъемлемой частью каждого из нас. Он настолько прочно вошел в нашу жизнь, что мы его и не замечаем. Даже из этого уже можно понять, что суд, а не прощение является сердцевиной нашего взаимодействия с людьми (как близкими, так и далекими). Именно поэтому, Иисус осуждал «самоправедность праведников».

Прощать могут научится лишь те, кто осознал свою вину перед святым Богом, чувствуют, что они, так же как и все вокруг уличены в греховности перед Ним, что в Его глазах разница между «хорошими» и «плохими» людьми несущественна. Апостол Павел излагает эту мысль таким образом: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь». Иисус однажды сказал: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» и это фразой Он усмирил «праведный» гнев толпы, которая хотела побить камнями грешницу. В современном мире мы не бросаемся камнями друг в друга, но сколько боли мы наносим словами или молчанием, действиями или бездействием! Наши «камни» летят так же метко и ранят так же сильно, как и во времена жизни Иисуса. Наша «правота» не врачует, а уничтожает.

Прощение: быть правым и в то же время отказаться от своих прав… Как это сложно, нелогично, и, кажется, неправильно. Такое действие во всей полноте произошло в истории человечества лишь однажды. Это действие – смерть Иисуса на кресте. Только благодаря Его любви, выраженной в великом прощении мы обретаем право быть с Богом, мы обретаем реальную возможность изменяться. Все это стало возможным только благодаря прощению, причем прощению, которое было оказано нам «когда мы были еще грешниками», т.е. врагами Бога, людьми, которые всё стремились делать наперекор Ему.

Прощение действительно «накладное» дело. Симона Вейль писала: «Кто берет меч, погибнет от меча, кто меча не берет - умирает на кресте». Действительно, все, кто обижает ближних, действует вслепую, утверждая свое «я». Отвечая атакой (беря меч в руки), мы не сможем помочь этим людям увидеть истинный свет, наоборот, мы только будем укреплять их тьму (ибо будем использовать то же зло в противодействии им). Поэтому, вслед за Иисусом мы должны учиться повторять «прости им, ибо не знают что делают»

Кто может сделать хотя бы шаг к такому прощению? Я уверен, что такое направление могут взять лишь те, кто верит в Иисуса Христа, кто уверен, что существует Всемогущий и Всевышний Судья, Который знает не только дела людей, но и помышления их сердец; этому могут учится те, кто не должен утверждать себя, но стремится следовать Богу.

Прощение без веры в Бога – всего лишь выражение терпимости (толерантности). Ибо без библейской веры у нас нет трансцендентных абсолютных стандартов, мы являемся стандартом сами в себе, поэтому мы «снисходим» к обидчику, проявляя к нему милость человека, который стоит «выше обид» (см. первый абзац ;).

Мне могут возразить, что следуя этой логике мы должны отказаться от осуждения преступников… Это немного другая тема, но я хотел бы ее здесь кратко коснуться, чтобы у читателя не возникло однобокого восприятия вопроса прощения. На самом деле, тема наказания в христианстве настолько же очевидна, как и тема прощения. Бог идет навстречу нам, Он готов явить прощение в отношениях, но Его гнев и наказание пребывают на тех, кто упорно противится Его святости. В государствах Он установил общественную систему защиты в виде органов власти. Преступник несет положенное наказание и в этом тоже проявляется воля Бога. Поэтому, мы должны противодействовать злу, но при этом, не должны ненавидеть и упиваться ненавистью, мы можем наказывать, но не должны ставить наказание за самоцель и / или радоваться страданиям наказуемого. Как бы парадоксально это не звучало, отправной точкой нашего противодействия должна быть любовь, выраженная в прощении. Эта тема очень обширна сама по себе, поэтому сейчас я не буду утомлять ни себя размышлениями на эту тему ;), ни читателя чтением еще нескольких дополнительных страниц.

При всем этом, я бы не хотел заострять наше внимание на фразах «а простил бы я Гитлера или Сталина, если бы мои родственники были убиты кем-то из них… или простил бы я человека, который бы убил моих детей… или [что-то еще]…» Я НЕ ЗНАЮ. Однако я уверен, что у нас есть возможность учится прощению не в концлагерях и не в суде, а на кухнях, в комнатах, на улицах… везде. Тот, кто не прощает «малое» зло, совершенное женой, мужем, другом, знакомым, ребенком, родственником, сослуживцем, тот, кто полон осуждения и гнева в переполненном вагоне метро (на чиновников, людей вокруг, страну и т.д.), такой человек НИКОГДА не сможет простить «великое» зло. В разговорах о прощении не нужно сразу переводить стрелки на Гитлера или Сталина, на систему или правительство – этим мы не сможем оправдать зло «непрощения» по отношению к ближним. Проблема не в великих тиранах или стране, где мы родились, а в нас и нашем отношении к окружающим людям. По божьей милости, мы, может, никогда и не встретимся с великим злом, а вот поразить других своим непрощением мы можем всегда. Более того, «великое» зло всегда создается из комьев незначительного зла, так что не прощая, мы тем самым делаем вклад в то, чего так сильно сами стараемся избежать.


Не судите, и не будете судимы;
не осуждайте, и не будете осуждены;
прощайте, и прощены будете

Пожаловаться
Комментариев (45)
Отсортировать по дате Вниз
Lavlay    13.04.2007, 13:56
Оценка:  0
Lavlay
Как велик Господь!!! Я за 2 минуты до прочтения твоего ответа на комент думала о тебе, и рассуждала о сообществе. Я не люблю использовать выражения типа: Господь мне открыл, но мне вдруг стало очень ясно видно, что даже если это сообщества не начнет жить, слово Божье всегда живо. И те крупицы, те семена, которые мы стараемся сеять рано или поздно принесут плоды. У меня катастрофически не хватает времени. Каюсь. Я даже не заглядываю в твои заметки, хватает времени только на то, чтобы прочитать и откомментировать заметки тех, с кем завязалась дружба, кто готов слушать, задавать вопросы, и думаю, что если сообщество все-таки будет, главным все равно останется это. Живое общение, в поисках Истины.
Lavlay    04.04.2007, 09:31
Оценка:  0
Lavlay
Я понимаю тебя. Мне тоже страшно было бы взяться за Божье дело и делать его небрежно. Я тоже боюсь обещать большую поддержку, потому что, потому, ты уже знаешь мою ситуацию. Если бы нашлись люди готовые жертвовать своим временем для сообщества, для благовестия среди бигмировского населения. Да у меня то идей мало, цель сообщества — нести Евангелие. А осуществление весьма туманно. Я по натуре исполнитель, если кто-то ведет, я иду, помогаю, но если исполняю, то стараюсь все делать как для Господа. Я надеюсь эта идея не пропадет, ну а время ее воплощения Господь усмотрит, если это угодно Ему, то Он все устроит, и твое время, и мою ситуацию. :4:
Mwalimu    04.04.2007, 09:31
Оценка:  0
Mwalimu
Все никак не нахожу время для организации сообщества... Но я рад, что заручился твоей поддержкой ;) Как дела? Что нового?

Недавно меня попросили написать на тему: кому лучше живется - верующим или неверующим. Уже начал думать ;) Надеюсь дней через 10 что-то написать...
Lavlay    03.04.2007, 18:18
Оценка:  0
Lavlay
:04: (Тяжело вздохнула) Ну, вот, я же сама все это чувствую. Просто боюсь быть честной сама с собой. Господь то видит. Я расскажу ему. Не знаю когда, но расскажу. Я чувствую, что это своего рода бунт. (Видишь. продолжается таки тема смирения) Но боюсь, что он не поймет, высмеет, запретит. А кроме этого дети, которые уже выросли, их мнение и отношение тоже немаловажно.
А насчет заметки не переживай. Думаю, девочка уже поняла, что превозносить надо Всесильного Бога, который и через ослицу может проговорить к заблудшему сердцу, но никак не грешного человека, которого Господь использует как свое орудие.
В любом случае, не оставляй своего труда. И затею с сообществом не оставляй.
Mwalimu    03.04.2007, 18:18
Оценка:  0
Mwalimu
Я буду молится за это... Пусть Господь умудрит тебя и покажет тебе наилучший путь решения этой проблемы. Надеюсь, что ты не исчезнешь с просторов БигМира...

На самом деле, меня начинают терзать сомнения по поводу сообщества. Я его просто не потяну. Я "не успеваю" писать заметки в дневник, а что говорить о сообществе! Нужна будет помощь! Более того, нужно четко определиться с целями сообщества, для чего оно будет существовать, нужно будет определится с кругом авторов (модераторов - людей, которые бы вели это сообщество вместе со мной, соответственно это должны быть христиане, которые ходят пред Богом и стремятся познавать Его в своей жизни). В общем, вопросов много, ответов пока мало ;) Если у тебя есть идеи на счет сообщества - поделись!
Lavlay    03.04.2007, 09:41
Оценка:  0
Lavlay
И все таки, думаю ради тех, кто нуждается в таком общении. в познании Истины, познании спасителя мы не должны оставлять бигмир. Ты читал заметку Царицы Эстер? Там благодарность тебе и A-Z. Только ради одного человека не напрасны все твои заметки, а она ведь не одна.
http://dnevnik.bigmir.net/ view_article/dnevnik/365744 /
Это тебе ссылочка на благодарность.
И я тебе благодарна. :4:
Mwalimu    03.04.2007, 09:41
Оценка:  0
Mwalimu
Спасибо тебе за ободрение. Да, я читал эту заметку... знаешь, она меня где-то испугала, где-то смирила. Не хочу продвигать себя, хочу прославлять Бога. Я знаю, как легко мне возгордится!!! С другой стороны, я благодарен Богу, что Он дал мне немножко увидеть влияние того, что я пишу.
Lavlay    03.04.2007, 09:30
Оценка:  0
Lavlay
Ты не понял. Плохо ли. что я скрываю от всех, то что у меня есть дневник на бигмире? Понимаешь, вроде бы как не к лицу жене и матери семейства. Это не я так считаю. Но муж привык контролировать каждое мое дыхание. А я вроде как тайну от него заимела. Я думаю, как Господь к этому относится? Как отнести к этому стих:"..и будут одна плоть."?
Ты молодец. Мои старшие уже не хотят проводить много много времени с нами. А младшей 2 годика. Она всегда со мной, и сейчас пишу, а она рядом. Вот и из-за нее совесть мучает, то кухня, то стирка, то работа, то бигмир... Больше внимания ей бы уделять. Хотя я стараюсь заниматься с ней даже сидя здесь, слава Богу короткие комментарии много времени не занимают.
Mwalimu    03.04.2007, 09:30
Оценка:  0
Mwalimu
Я всегда стараюсь воздерживаться от высказывания конкретных мнений "за" или "против", поскольку "кто дает ответ не выслушав, тот глуп и стыд ему" ;) Однако, я склоняюсь к тому, что скрывать от своей семьи факт существования дневника - не самый правильный курс действий. При этом, я осознаю, что не знаю всей ситуации с "контролем" мужа... Поэтому, нужна большая мудрость в том, как и когда рассказать ему о дневнике.

Я тоже перестал писать много (изначально планировал заметку в неделю), больше стараюсь уделять времени семье.Хотя работа тоже стала занимать больше времени...
Lavlay    29.03.2007, 15:29
Оценка:  0
Lavlay
Я с радостью подключусь! Создавай скорее! Правда, писака из меня плохенький, но зато общаться люблю. Правда, надо будет мне это как-то продумать, чтоб семья не страдала.
Понимаешь, о моем дневнике знаю только я и обитатели Бигмира. И я не хочу этого менять. Никто не знает меня. И я этому рада. Скажи, это плохо? Я ведь никого не обманываю, просто никто не знает. Я могу здесь быть такой, какая я есть. Могу ныть злиться радоваться думать рассуждать. И главное без последствий! :01:
Mwalimu    29.03.2007, 15:29
Оценка:  0
Mwalimu
Меня тоже мало кто знает в БМ, я не стремлюсь создать большой круг виртуальных знакомых и друзей, хотя для меня это иногда бывает искушением.

Как и ты, я стараюсь следить за тем, чтобы семья не страдала от моего "общения" в БМ, ведь оно часто происходит за счет времени, которое я мог бы уделить семье. Что, по твоему мнению, плохого в том, что никто не знает тебя? По-моему, тут ничего плохого нет. Или вопрос был задан к чему-то другому?

До сих пор не успел создать сообщество... Наверное, пройдет еще неделька прежде, чем я это сделаю. Сейчас каждый вечер выхожу с сыном играть в футбол ;) А потом мы с ним занимаемся письмом и математикой ;) Так что я почти что сдал на "усатого няня", надо только усы отрастить ;)))

Как у тебя дела?
Lavlay    28.03.2007, 10:24
Оценка:  0
Lavlay
Слушай, а что происходит? Я сама в таком же обломе! Нет сил. Хочется к Господу. И очень часто сталкиваюсь с таким же бессилием у многих верующих друзей. Что, такая сильная атака?
Я согласна, хорошая идея о сообществе, только я не знаю как это технически осуществляется, и что от меня требуется? Знаю многих, кому это действительно нужно, для кого это окажется хорошей школой веры. Знаешь, я рада, что могу хоть что-то реально сделать для Господа.
Mwalimu    28.03.2007, 10:24
Оценка:  0
Mwalimu
Я думаю, частично облом вызван естественными вещами - весна, авитаминоз ;) Реально, сил и мотивации мало, но Бог благ и проведет нас и через это испытание.

По поводу сообщества - техническую часть я возьму на себя, главное наполнить его чем-то хорошим, важным. Я один это точно не потяну. Вот уже почти месяц заметок не писал, а что говорить, если еще и сообщество появится...
Lavlay    20.03.2007, 11:51
Оценка:  0
Lavlay
Семя брошено.
А тема прийдет к тебе сама. С Божьей помощью. :01: Я тоже сейчас копаюсь в себе. Бог дает анализировать прошлое. Но так хочется услышать Его голос, о том, что впереди.
Я буду молиться о том, чтобы Господь уберег тебя от искушений. Твои заметки нужны.
А еще я часто думаю, как нужно некое подобие бигмира, но только для верующих. У нас ведь проблем не меньше, а иногда и больше чем у неверующих. Так нужна поддержка!
Mwalimu    20.03.2007, 11:51
Оценка:  0
Mwalimu
Полностью согласен - мы сеем! Потом просто можно молить Господа, чтобы Он взращивал семена.

Идея статьи пришла в голову после прочтения заметки Svetlik о штампе в паспорте. Через несколько дней постараюсь написать ;)

Была идея начать сообщество для христиан БМ, где мы бы могли общаться, а также благовествовать всем тем, кто в это сообщество заглянет. Сам, однако, этот проект не потяну. Что скажешь по этому поводу?
Lavlay    20.03.2007, 11:44
Оценка:  0
Lavlay
Помнишь, как легко было благовествовать первое время после уверования? Как горело сердце! Как хотелось говорить об этом всем! Близким, родным, друзьям. раздавать трактаты, ходить по домам даже! Стучать в каждую дверь! Со временем все это проходит. Появляются сомнения, нужно ли это всем? Ведь Господь кого предопределил ко спасению, того рано или поздно спасет? Уста закрываются. Сердце остывает. Потом опять пробуждение. Почему молчу!? Надо что-то делать! Но что? Как не терять напрасно время на тех, кому это не нужно? Не метать бисер перед свиньми? Инет дает возможность видеть людей ищущих, и хотя бы пытаться достучаться. Если кто-то хотя бы задумается над одной из твоих заметок, или над одним из моих коментариев, то это уже хорошо.
Mwalimu    20.03.2007, 11:44
Оценка:  0
Mwalimu
Я именно поэтому и пришел в БМ - чтобы рассказывать людям о Боге. Ведь часто всякую муть пишут и народ это "проглатывает" и считает истиной. Последнее время, я как-то отдалился от БМ, наверное, это в чем-то хорошо ;) Много работы, много событий... Главное, конечно, в это круговороте жизни всегда смотреть на Бога. Сейчас это делать особенно трудно, поскольку устал и наступил общий "облом".
Lavlay    15.03.2007, 16:07
Оценка:  0
Lavlay
Да что идеи. Тут нужно быть не такой косноязычной как я. Я могу, конечно, написать какие-то банальности общеизвестные и общепринятые, типа, "книга книг" и т.п. Но не хочу.Народ здесь гораздо грамотнее и образованнее меня. Чтут и чтят философов всяких разных. :01: Я тоже до того как пришла к Господу, много чего перечитала, в поисках истины. Но ни один из них не дал ничего ни уму, ни сердцу. Все время чего-то не хватало.
А вообще. Может и не стоит? Бисер метать? Нельзя заставить верить. Можно только благовествовать. А конкретную личность тянуть за уши к Богу? Не знаю. У меня из этого никогда ничего не получалось. Легко Евангелизировать того, кто открыт для этого. А открывать сердца у меня не получается. :04: А жаль.
Mwalimu    15.03.2007, 16:07
Оценка:  0
Mwalimu
Заставить верить невозможно, я в этом убеждаюсь снова и снова. Только Дух Святой может пробудить человека к Истине.

Я сам не очень большой благовестник. БМ - это единственное место, где я "активничаю", но и здесь уже немного истощил себя. До сих пор не придумал, о чем писать дальше ;) Вот и сижу без темы (про Библию как-то не получается написать так, как хотелось бы :(

Так что, у меня сейчас небольшой творческий кризис, но и это во благо. Господь много открывает мне обо мне и о Себе ;) (Как, впрочем, это и происходит обычно).

Главное, чему меня сейчас учит Господь - это к каким стандартам я стремлюсь и чье ободрение и похвалу хочу получить... Так легко перейти от прославления Бога к почитанию своего "Я"...
Реклама
Реклама