Закрыть
Все сервисы
Главная
Лента заметок
Теги
Группы
Рейтинги

"Философское кафе"

2 марта´07 13:13 Просмотров: 790 Комментариев: 4
7 октября 2006 г. «Философское кафе в Томске или есть ли жизнь
на Марсе». Аэлита. 14 часов

Получается из практики и тактики, что < философское > < кафе это
виртуальный орган - что-то вроде коллективного мозга. Как обычные кафе
предлагают на пользование усовершенствованный и выверенный по опциям
пищеварительный тракт так и на философских кафе зачастую предлагается
игра по уже устоявшимся правилам. Идея философского кафе ведет нас
далеко вспять истории и образует нечто типа традиции коллективного
философствования начиная с античных симпосиев вплоть до пирушек в кафе
поэтов в Париже 20-х годов. Вся эта традиция творческого
времяпровождения сопряженная с мягким интерьером кухни, уводящая от
быта строгих университетских аудиторий так сказать "к самой жизни". В
новейшей традиции cafe-filo которую современные исследователи начинают
с Марка Соте и с его «Кафе маяков» на площади Бастилии в Париже,
включает последовательность шагов: 1. выступление модератора в котором
он представляет всем участникам тему и докладчика. 2. установочное
сообщение около (15-20 минут) - речь автора, предлагающего на суд
публики ряд тезисов, желательно связанных между собой. 3. возможность
по ходу изложения задавать вопросы докладчику приветствуется, но не до
излишней назойливости. Корректно и кратко. В идеале – это вопросы
уточняющего характера, не содержащие скрытых утверждений, полемики или
угроз авторской концепции.. 4. коллективное обсуждение представленных
положений, то и дело направляемое модератором по качеству и
количеству. 5. резюме сказанному, данное модератором или кем-то из
участников.
Как мы можем увидеть из этого обзора – правил не так много и они не
так уж строги. Скорее они даже напротив постоянно квалифицируются по
месту и манере применения. Все эти регулятивы сходно как и основные
установления демократии выработаны в процессе работы и исходят из
традиции конкретных проблем, возникающих обычно в ходе подобных
обсуждений. Основную группу проблем можно свести к выработке труда
высказываясь свободно и кратко, корректно и последовательно. Исходя из
задачи всячески избегать подобных затруднений, конкретная практика
ведения обсуждений обрастает постепенно рядом негласных или
полулегальных правил, скорее я бы даже назвал их трапами – путями
достижения гармоничного и продуктивного обсуждения. На сей случай не
существует конкретных инструкций это скорее зависит от индивидуальных
умений участников обсуждений, более или менее стабильно их посещающих.
Так что здесь поровну сосуществуют люди и правила.
Далее. Один из основателей первого философского кафе в России –
Анатолий Власов – так определяет его задачи (повинуясь духу парижских
философских кафе) – «Прийти от рефлексов к рефлексии, от мнений – к
идее». Я бы еще хотел вспомнить Спинозу, который так определял задачу
философии: «не плакать не смеяться, но понимать». То есть в процессе
обсуждений мы оттачиваем как свои индивидуальные навыки
самопрезентации так и развиваем, культивируем и углубляем свои идеи,
добиваясь их последовательности, обоснованности и понятности. Здесь
очень важно сформировать правильную дистанцию с другими и со своими
мыслями. Следить и внимать их поведению как бы со стороны, а это уже
очень важный философский навык созерцания.
Еще одно важное добавление. Часто или почти всегда философское поле
воспринимается не как то, что имеет отношение к каждому и затрагивает
саму сердцевину нашей жизни, а напротив воспринимается как вотчина
исключительно для профессиональных философов и как пространство трудно
произносимых и еще труднее понимаемых слов. В этом аспекте у
философского кафе есть одно неоспоримое преимущество – это возможность
разгерметизации этого замкнутого резервуара «профессиональной
философской науки» и возможность действовать параллельно или в обход
него. Тем более что пространная традиция мысли убеждает нас в том, что
философия, если привести здесь современное выражение - это программа с
открытым кодом и не нуждается для своего существования в особой касте
жрецов или блюстителей чистоты. С другой стороны сам статус
профессионализма и профессионала в философии – отдельная многомерная и
достаточно сложная тема. Можно сделать ее предметом одного из
заседаний (например с приглашением в качестве докладчика декана
философского факультета или кого-нибудь из факультетских профессоров).
Что еще? В некотором вполне впрочем отчетливом смысле – жанр
коллективного обсуждения это еще и соревнование, состязание – «агон»
как любили говорить греки и об этом стоит сказать отдельно. Спор,
полемика… На самом деле на сей счет есть два противоположных мнения:
одно гласит «в споре рождается истина»; другое говорит, что истина
рождается только в индивидуальных поисках. Как не трудно заметить уже
ближайше, эти мнения хотя и противоположны, но не совсем исключают
друг друга. Безусловно, зарождение идеи (вещь тайная и не здесь
подвергать ее разбору) немыслимо без индивидуального сосредоточения и
персональной духовной работы, порой жестко исключающей общение с
людьми (аскетический момент); однако именно в споре и дискуссии идея
проверяется на жизнеспособность и обогащается материалом. Без
вынесения на свет публичности (какой бы узкой она не была) истина
гибнет взаперти индивидуального ума. Надо проветривать свои идеи.
Стало быть постановим для нас очевидное - в спорах истина крепнет.
Помимо этого само общение по поводу свежей идеи с интересными
собеседниками есть одно из самых светлых впечатлений в нашей жизни и
само по себе составляет огромное удовольствие – так зачем же лишать
себя этого удовольствия?
Все эти размышления, при всей их простоте и понятности для каждого,
крайне важны. Ибо они образуют своего рада идеологическое облако,
овевающее практику философских кафе. Можно наверняка сказать, что у
философских кафе и нет определенной идеологии, но есть ценностные
предпочтения, которые, не смотря на свою гибкость и ненавязчивость,
проверены временем и достаточно устойчивы. И последнее. Не смотря на
вышеописанную и уже закрепившуюся практику, вся жизни этого жанра
интеллектуального проведения исходит из присоединения к новым смыслам
и к новым практикам. В этом ключе очень важно постепенное привлечение
новых форм философского обсуждения в нашем кафе. (публичный диспут,
интеллектуальный бойцовский клуб и прочее, но об этом уже в пути, по
ходу дальнейшего).
Модератор философского кафе в Томске, МП.
Михаил Шубский: "Философское кафе" - это попытка объединения мыслящих людей, желающих уйти от повседневности, от массового маразма, заключающегося в дикой
гонке за материальностью. У людей нет мыслей, есть только безудержная
тяга к потреблению. В оппозицию этого философское кафе пытается
остановить время и сказать: "Есть ещё жизнь, есть ещё цели, есть ещё
смысл оставаться человеком".
Мы привыкли понимать бытие, как какую-то абстрактную сущность,
расплывчатую и непонятную. Хайдеггер (философ, на чьи мысли я буду
опираться) развернул философскую мысль, предложив понимать бытие
конкретно, не убегая далеко в своих абстракциях. Бытие – основа
целого, часть человека. Его нужно познавать, т.е. нужно понимать, где
ты живёшь и что тебя окружает.

MFinfo.ru: И что со всем этим делать.

Михаил Шубский: Точно.

MFinfo.ru: Расскажите про "хаокосмос".

Михаил Шубский: Хайдеггер предложил такую вещь. Личность постоянно
находится в некоем хаокосмосе – беспорядочном движении частиц бешенной
скорости. Для того, чтобы не пасть под натиском этой фантастической
силы (действующей, естественно, на сознание) человек пытается
построить себе преграду-защиту в виде какой-нибудь логики, объясняющей
всё происходящее. Это затормаживает весь процесс, сохраняется
постоянство. Но для того, чтобы бытийность развивалась, кому-то нужно
входить в этот космос, прорвать преграду.

MFinfo.ru: И тогда происходит событие?

Михаил Шубский: Да. Хайдеггер предложил интересную цепочку развития:
бытие-событие-личность. Виновником события является творческая
личность. Творческая личность движет всем процессом. Иисус Христос,
кстати, сумел принять весь хаокосмос. Непонятно, как ему это удалось,
но он сразу стал Богом. :)

MFinfo.ru: Ну, на такое мало кто способен :)

Михаил Шубский: Для творчества надо иметь мужество.

MFinfo.ru: Это правда, что человечество сейчас переориентируется на креатив?

Михаил Шубский: Многие философы сейчас говорят о том, что
информационная эпоха подходит к концу. Наша цивилизация в стремлении
переделать природу под себя зашла в тупик. Сейчас мы начинаем
понимать, что борьба с природой – это борьба с собой. Какие бы новые
технологии ещё не придумало человечество, жизнь не станет лучше. Нужно
создавать что-то принципиально другое. Креатив необходим, чтобы
разрулить эту ситуацию.

MFinfo.ru: Это значит, что через какое-то время каждый будет
стремиться стать творческой личностью?

Михаил Шубский: Это значит, что через какое-то время инженеру будет
важно мыслить событиями, а не старой сложившейся логикой. Люди,
способные творчески подойти к любому делу, займут передовые позиции.

КРАСНОЯРСК, 21.11.2006 /Субоч Дарья для MFinfo.ru/.
Пожаловаться
Комментариев (4)
Отсортировать по дате Вниз
Аттачмент    03.03.2007, 11:02
Оценка:  0
Аттачмент
читать.
Шателей    03.03.2007, 11:02
Оценка:  0
Шателей
русский не преподавали в школе?:)
Аттачмент    03.03.2007, 03:02
Оценка:  0
Аттачмент
трудно) :02:
Шателей    03.03.2007, 03:02
Оценка:  0
Шателей
что трудно?:)
Реклама
Реклама