Закрыть
Все сервисы
Главная
Лента заметок
Теги
Группы
Рейтинги

Что есть матерь страстей.

8 июня´07 23:16 Просмотров: 488 Комментариев: 20
Посмотрим, что по этому поводу говорит святитель Григорий Палама. Порождением разумной части души является самолюбие. От самолюбия, этой госпожи и матери всех страстей, рождаются три основные страсти, то есть славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. От этих трех главных страстей происходят все основные страсти, оскверняющие душу и тело человека.

Однако преподобный Марк подвижник говорит немного по-другому. Существует три великих исполина. Эти три исполина таковы: неведение, "матерь и питательница всего злого"; забвение, "содейственница и единонравница" неведения; и разленение, ткущее для души как бы некое мрачное облачение и покров. Эти три основные страсти, то есть разленение, забвение и неведение, бывают причиною того, что в душе "действуют и укрываются и все прочие злые страсти.

А преподобный Максим выражается иначе чем два предыдущих Отца Церкви. Основной страстью, от которой происходят и рождаются все остальные, является самолюбие. Самолюбив тот человек, который чрезмерно любит самого себя и служит самому себе. От страсти самолюбия "рождаются три первые и родовые страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие. От этих трех помыслов "рождается все племя страстей".

Самое интересное что они говорят по сути об одном и том же, но по-разному.

Самые понятные для нас страсти - это чревоугодие, сребролюбие и тщеславие. Я думаю что не надо объяснять что это.

Славолюбие, сребролюбие и сластолюбие тоже понятны, но уже не так. Славолюбие - это любовь к славе, перекликается с тщеславием, сребролюбие - любовь к деньгам, к роскоши, а сластолюбие - стремление к наслаждению, перекликается с чревоугодием.

Связь между собой неведения, забвения и лени описана выше. Могу только добавить, что неведение стоит первым, так как не дает никакого представления об истине, забвение старается быстро вычеркнуть из памяти даже упоминание об истине, а лень не позволяет реализовать в жизни евангельские заповеди.
Пожаловаться
Комментариев (20)
Отсортировать по дате Вниз
Peter_Blood    13.06.2007, 09:57
Оценка:  0
Peter_Blood
Только что просмотрел в одном из альбомов твою переписку (насчет эгоизма). Думаю, что стоило бы выложить отдельную статью - эгоизм от самолюбия недалеко укатился. "Его не должно быть вообще. Вместо него должна быть евангельская любовь к себе." - :62: :62: :62:
Херувим*    13.06.2007, 09:57
Оценка:  0
Херувим*
Сложная это тема, надо будет сначала почитать Святых Отцов, а потом уже что-то наваять на основании этого.
Peter_Blood    13.06.2007, 09:45
Оценка:  0
Peter_Blood
Согласен, что терминологию менять бессмысленно, - в целом "самолюбие" звучит более правильно ("себялюбие" - в данном контексте звучит более жестко и конкретизировано - т.е. более ограниченно). Однако от самолюбия никуда не денешься - "Порождением разумной части души является самолюбие" - а раз так, значит на него стоит набрасывать уздечку и не давать воли. "Высший пилотаж" - использовать его как тягловую силу (как пример - "я слишком уважаю себя, чтобы хамить даме" и т.п.) Хотя... Если оно является порождением - получается, от него можно избавиться?..
Херувим*    13.06.2007, 09:45
Оценка:  0
Херувим*
От самолюбия можно и нужно избавляться. но оно как и гордость очень трудно искореняется, так как нужно сначало выкоренить все страсти, которые самолюбие порождает, а их несколько десятков.
Peter_Blood    12.06.2007, 15:20
Оценка:  0
Peter_Blood
Готов поспорить - но в основном о терминах и определениях.
"Порождением разумной части души является самолюбие." "От самолюбия, этой госпожи и матери всех страстей, рождаются три основные страсти, то есть славолюбие, сребролюбие и сластолюбие".- неправильно не любить себя - ты же есть творение Господне! Но если самолюбие меняется на "себялюбие" - вот тут-то и начинаются проблемы...
ИМХО - ВСЕ страсти нужно обуздывать - и УПРАВЛЯТЬ ими
(ибо они будут управлять тобой...)
Удачи!!!
Херувим*    12.06.2007, 15:20
Оценка:  0
Херувим*
Ну, знаете, терминологию уже менять никто не будет, она складывалась веками.
МатериалистЪ    11.06.2007, 11:15
Оценка:  0
МатериалистЪ
А вообще шикарная заметка. Всё чётко, логично и психологично :62:
Только вот не верю я церковникам. Ни старым, а новомодным и подавно. как и раньше церковь - опиум для народа.
Херувим*    11.06.2007, 11:15
Оценка:  0
Херувим*
Спасибо.

Но я не согласен, что Церковь - опиум для народа. Видимо не встречал ты настоящих священников, готовых жизнь отдать за свою паству, а вот я встречал, например это был батюшка Александр Креницкий. Если хочешь о нем узнать побольше, набери в гугле, будет много ссылок на него.
МатериалистЪ    11.06.2007, 11:12
Оценка:  0
МатериалистЪ
Однако религиозность не мешала пушкину бухать всё что льёться и ебать всё, что движеться.
Херувим*    11.06.2007, 11:12
Оценка:  0
Херувим*
Было, конечно всякое в его жизни, но нам неизвестно какое духовное состояние было перед его кончиной, успел ли он исповедаться, причаститься и принести плоды покаяния.
S@VA    10.06.2007, 14:00
Оценка:  0
S@VA
мне ближе слова преподобного Максима---самолюбие,-----гордыня , тщеславие.
"..хулу и похвалу приемли равнодушно и не оспаривай глупца.." (Пушкин)
по-моему хороший рецепт для лечения самолюбия и тщеславия :01:
Херувим*    10.06.2007, 14:00
Оценка:  0
Херувим*
Тем более, что Пушкин жил в православной стране и сам был глубоковерующим человеком.
Белые_лепестки*    09.06.2007, 22:53
Оценка:  0
Белые_лепестки*
мда...даже в буддизме учитель говорит-невежество-первое из зол..А в народе-лень -мать всех пороков.. :4:
Херувим*    09.06.2007, 22:53
Оценка:  0
Херувим*
Крупицы истины можно найти где угодно.
TheWizard    08.06.2007, 23:32
Оценка:  0
TheWizard
"От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою"(Иез. 28:12-17) о сатане
Херувим*    08.06.2007, 23:32
Оценка:  0
Херувим*
С сатаной все так и было. Очень показательный стих.
TheWizard    08.06.2007, 23:24
Оценка:  0
TheWizard
да, я больше склонен к преподобному Максиму самолюбие -> тщеславие.
Херувим*    08.06.2007, 23:24
Оценка:  0
Херувим*
Можно сказать - в первую очередь.
СнежныйВорон  (аноним)  08.06.2007, 23:21
Оценка:  0
СнежныйВорон
Каждый думает что высказывае свою точку зрения...хотя за них ужэ все сказано...интерестно получается.
Херувим*    08.06.2007, 23:21
Оценка:  0
Херувим*
Но ведь говорят об одном и том же.
Реклама
Реклама