Закрыть
Все сервисы
Главная
Лента заметок
Теги
Группы
Рейтинги

интересно

8 июля´07 1:03 Просмотров: 217 Комментариев: 0
Философ-неформал на Контрактовой

26 Июня 2007
Живи Григорий Саввич в наши дни – вряд ли примкнул бы к какому-то из неформальных молодежных течений.А вот их к нему (вернее – к его памятнику) так и тянет... Вечер. Контрактовая. "Опять панки буянят", – сказал мужчина средних лет, кивая в сторону памятника Сковороде. На самом деле "буйство" заключалось в том, что кто-то (по внешнему виду и репертуару – аж никак не панк) играл на гитаре "Я свободен" Кипелова. Кстати, сам Сковорода также петь любил. Более того – последние 25 лет своей жизни провел в бродяжничестве, зарабатывая себе на хлеб насущный именно пением. Как трубадур выступал он на площадях и базарах. И это в то время, когда мог бы быть преподавателем в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах. Он выбрал свободу, ибо только с ней мог быть самим собой. Один из тех, кто нынче просиживает вечерами под памятником Сковороде, сказал мне: "В то время он был аскет-философ, сегодня – нефор".

"А ведь он чем-то напоминает гота", – подумал я. Глубокие, вдумчивые глаза, суровое выражение лица – чем не гот? Да и если судить по его тезису "О вере" и вообще по стилю жизни – точно гот. "Человек без веры может подняться к наивысшим вершинам, но, лишь обретя веру, он понимает насколько все это мизерно!" А во что верят готы? "В смерть! В Бога мы не верим", – ответила мне с вызовом пани готесса.
Но ведь Сковорода не только Бога не отрицал, он всю свою философию основывал на Боге. "Через любовь и веру человек познает себя" – явный реверанс в сторону религии. Да, по здравому размышлению, гота из Сковороды не получилось бы.
Кто такие готы? Готов можно выделить из толпы по сурово-черной одежде ("корпоративный" имидж) или же сразу заметить по бросающемуся в глаза эффектному вамп-имиджу на основе черного цвета. Относительно женщин-готов – подчеркнуто-эротический стиль вамп в облике. Готы – это, прежде всего, мировоззрение, которое базируется на определенных жизненных принципах (абсолютный индивидуализм и романтика) и имеет свои ключевые элементы – каждодневный поиск красоты, концентрированная энергия эмоций. Основой жизненной философии, мировоззрения и стиля жизни часто являются тексты многожанровой и разносторонней готической музыки (от "классической" готики – The Sisters of Mercy, Diary of Dreams, Deine Lakaien – до мейнстрим-готики HIM, Rammstein и т.д.).
А вот некоторые взгляды Сковороды были бы интересны скинхэдам: "Залог здоровья души ее радость – кураж". Вот насчет "покуражиться", это конечно скинхэды любят, особенно с душой. "Без куража нет духа, дух – это свобода. Главное, чтобы "банабаки" не мешали", – сказал мне "бритоголовый". Что ж, Сковорода тоже был свободолюбивым. Но не расистом – точно. Так что и в скины записывать его не станем.
Кто такие скинхэды? Изначально скинхэды называли себя "дети рабочего класса" и поднялись на волне политических левацких протестов в конце 1960-х годов (один из неофициальных лозунгов – "Remember the Spirit of 69" ("Помни дух 1969-го"). Современных скинхэдов можно приравнять к фашистам. Глобальная цель – очистить землю от "раковых клеток", прежде всего – чернокожих, а также других "инородцев" и "иноверцев".
Для панков обособленный способ жизни Сковороды – религия. "Мы любим "шариться" по городу с пивом и сухариками или батоном с майонезом – много нам не надо", – говорит один из тех, кто "еще не умер – просто плохо пахнет". Как тут не вспомнить то, что Григорий Саввич излишеств не любил: хлеб, вода и немного лука для аппетита. Но вот все остальное... Нет, вряд ли Сковорода – панк.
Кто такие панки? Панки – последняя по времени появления крупная субкультура рабочей молодежи. Основное содержание панк-стиля – вызов, провокация, "шок-эффекты". Первоначально с этой целью использовался внешний вид – необычные прически и окраска волос, разностилье в одежде и демонстративное поведение. Со временем были найдены и более сильные приемы воздействия – через темы смерти, насилия.
"Постигая себя, находим духовный мир – счастье", – говорил Григорий Сковорода. "Для блекеров главное разум! А в остальное мы не верим. Сковороду уважаем – нормальный мужик!" – так блекер объяснял мне свое отношение к философу. А вот сам Сковорода, думается, воздержался бы от объяснения своего отношения к блекерам...
Кто такие блекеры? Блекер – антирелигиозное течение в среде неформальной молодежи. Из-за внешнего вида блекеров часто путают с готами или, того хуже, сатанистами, что абсолютно неправильно. В блеке нет романтики готов или обрядовости сатанистов. Так называемые true-блекеры (true – в переводе с английского "настоящий"), по сути своей – атеисты и уж никак не слуги сатаны.
На вопрос "Кому этот памятник?" едва ли не половина ответила: "Сковороде". Кто-то даже добавил – "философу-гомику". Остальным было неинтересно. Ответить, почему выбрано именно это место для встреч, затруднялись: "Да тянет чего-то"...
Что ж, неформалов "тянет" к мистике, свободе духа, протесту. Даже когда в одной руке сигарета, в другой пиво, а в голове туман...
...Летом 1794 года Сковорода приехал погостить в село Ивановка к своему давнему другу – Ковалевскому. Во время застолья Григорий Саввич внезапно встал из-за стола и вышел в сад. Заприметив это, Ковалевский вышел за другом и застал его за весьма интересным занятием – Сковорода копал себе могилу. Ковалевский попросил философа бросить сию затею и тотчас возвратиться в дом (следует заметить, этот эпизод был вполне в духе Сковороды, мистика – его второе я). Когда Ковалевский вернулся в дом, Григорий Саввич был уже мертв. Его последние слова были: "Время заканчивать поиск". Видимо, он нашел то, что искал. Неформалы тоже что-то ищут. Не нашли... Пока?

Пожаловаться
Комментариев (0)
Реклама
Реклама