Закрыть
Все сервисы
Главная
Лента заметок
Теги
Группы
Рейтинги

Свет, тени и софистика

7 июня´08 1:29 Просмотров: 552 Комментариев: 17
В воде пузырьки, а в воздухе – капли
Капли падают вниз, пузырьки – поднимаются вверх
Злу не хватает добра, ложь не может без правды
Холод хочет тепла, тьма стремится на свет
Равновесия нет…
Равновесия нет…

Капли падают вниз, пузырьки – поднимаются вверх
Образуя дрожащую тень, холодный и теплый поток
Так устроено тело мое, и мне ужасно неловко
Что слишком хрупка упаковка
Для того, что внутри нее

Равновесия нет, это главный секрет
А все остальные – между подушкой и книжкой
Стоит только вздохнуть, и воздух качнется и свет
И будет нарушен порядок
Одной ослепительной вспышкой

Сгорят, и снова родятся сотни миров и планет
Снова капли начнут падать вниз
Пузырьки подниматься вверх
К небу тянуться росток, к ночи стремится день
Холодный и теплый поток
Образует дрожащую тень

Равновесия нет…
Равновесие - бред…
Да кому оно нужно?
Равновесие – это так скучно…
Равновесия нет… (с)

Оказывается, если бы зло прекратило свое действие в мире, гармоничность Вселенной разрушилась бы. Добро не может жить без зла, а Абсолют не может не проявлять себя через зло. Более того – для Блаватской и иных «эзотерических» слуг Воланда Добро вторично по отношению ко Злу. “Тень не есть Зло, но является нужным и необходимым соотношением, дополняющим Свет или Добро. Тень является создателем его (Добра) на земле” . Христос говорит, что Свою жизнь Он имеет от Отца, а не от Змея или Зла. У теософов своя точка зрения.



«- Я к тебе, дух зла и повелитель теней, - ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.

- Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? - заговорил Воланд сурово.

- Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, - ответил дерзко вошедший.

- Но тебе придется примириться с этим, - возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, - не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, - в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

- Я не буду с тобой спорить, старый софист, - ответил Левий Матвей».

Вот самое заколдованное место во всем булгаковском романе. И поклонники Булгакова, и его враги видят в этом диалоге нечто очень авторское. Немалое же число первых видят в этом пассаже и некую «неопровержимую диалектическую логику».

Логика Воланда конечно, ослепила массу людей, чуждых культуре религиозой мысли. Бездомные образованцы (а русские интеллигенты без православия остаются бездомными в русской культуре) бросились восхвалять сатану как своего наконец-то найденного учителя: «Воланд – это олицетворенная в традиционном «дьявольском» облике абсолютная Истина» . Позицию Воланда призывают “ценить как “вечно совершающую благо”» . «Воланд – это сама жизнь, выражение некоей субстанции ее. Воланд безусловно несет в себе и начала зла, но только в том смысле, в каком олицетворением его является сам Христос, сама могучая ночь творения, где зло в то же время – и оборотная сторона Добра. Поэтому Воланд в романе как бы выражение самой диалектики жизни, ее сущности, некой абсолютной истины ее» . «Шайка Воланда защищает добропорядочность, чистоту нравов» .

Так бессовестность и бескультурье приводят к тому, что в жажде оправдания Воланда шариковы от литературоведения и во Христе уже видят «олицетворение начала зла». Оккультное «двуединство» добра и зла, как им кажется, получило свое художественное воплощение и доказательство.

Для оккультистов (теософов, рериховцев и т.д.) Бог немыслим без Зла: “Это только естественно. Нельзя утверждать, что Бог есть синтез всей Вселенной, как Вездесущий, Всезнающий и Бесконечный, а затем отделить Его от Зла” .

В том мире, который рисует теософия, есть законное место для зла. Все происходящее в мире настолько интимно связано с пантеистическим Абсолютом, что даже Сатану оккультисты не желают лишать божественного почитания. Ведь “в Абсолюте зла как такового не существует, но в мире проявленном все противоположения налицо — свет и тьма, дух и материя, добро и зло. Советую очень усвоить первоосновы восточной философии — существование Единой Абсолютной Трансцендентальной реальности, ее двойственный Аспект в обусловленной Вселенной и иллюзорность или относительность всего проявленного. Действие противоположений производит гармонию. Если бы одна остановилась, действие другой немедленно стало бы разрушительным. Итак, мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими. Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот. Отсюда и относительность всех понятий в мире проявленном” .

Оказывается, если бы зло прекратило свое действие в мире, гармоничность Вселенной разрушилась бы. Добро не может жить без зла, а Абсолют не может не проявлять себя через зло. Более того – для Блаватской и иных «эзотерических» слуг Воланда Добро вторично по отношению ко Злу. “Тень не есть Зло, но является нужным и необходимым соотношением, дополняющим Свет или Добро. Тень является создателем его (Добра) на земле” . Христос говорит, что Свою жизнь Он имеет от Отца, а не от Змея или Зла. У теософов своя точка зрения.

Они всегда готовы как к издевкам над Богом Библии, так и к защите сатаны: “Когда Церковь проклинает Сатану, она проклинает космическое отражение Бога, она предает анафеме Бога, проявленного в Материи или в объективности” . Во-во, и Воланд считается у безбожных булгаковедов «объективным» и «справедливым»…

Так что если в романе Мастера излагается философия Толстого, то от себя Воланд излагает философию Блаватской-Рерихов.

Но Левий вполне справедливо называет эти построения софистикой.

Ведь он называет Воланда «повелителем теней» в смысле мистическом («владыка призраков и демонов»). Воланд же опровергает тезис Левия, понимая слово тень в смысле физическом.

Но что касается физических света и тьмы, то с библейской точки зрения они равно созданы Богом и управляются Им: «Ты простираешь тьму и бывает ночь» (Пс. 103,20).

Тень физическая – конечно, благо для людей Библии, живущих на границе с пустыней: «Вот, Царь будет царствовать по Правде, и Князья будут править по Закону, и каждый из них будет, как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей» (Ис. 32,1-2).

Но чтобы познать Бога, совсем не обязательно общаться с тенями-привидениями.

Если под тенью иметь в виду зло, то прикосновение к нему никак не является необходимым условием жизни и Богопричастия. Совсем не всё познается в сравнении. Неужели мать может испытать любовь к своему младенцу, лишь если она лишится его? Неужели без знакомства с «Коррозией металла» не понять красоту Моцарта? Неужели нельзя порадоваться звездам над головой, если перед этим не заглянуть в глаз Воланда – «пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней»?

Добро первично и самодостаточно. С онтологической точки зрения оно имеет опору в Боге, а не в сатане. С гносеологической же точки зрения добро обладает достаточной силой убедительности для человеческой совести, чтобы не нуждаться в помощи и рекомендациях зла.

“Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы” (1 Ин. 1,5). Бог не нуждается в «тенях», расставляемых сатаной – Он Сам может ограничивать Свои проявления в мире и умерять их так, чтобы для людей они были вместимы. Богословы это называют словом «кенозис» («самоумаление»). Церковные люди в таких случаях вспоминают преображенскую молитву – апостолы вместили Свет «якоже можаху». А на простом языке это называется просто любовью.

Не тем себя Сиянье возвеличило,

Что светит в беспредельной высоте.

А тем, что добровольно ограничило

Себя росинкой на листе (Рабиндранат Тагор)…

Воланду такое любящее само-ограничение Света непонятно: «Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?». И потому он себя предлагает в качестве внешнего «регулятора», умеряющего свет.

Но напрасно Воланд приписывает Свету желание уничтожить все то, что не является Богом. Ненависть к жизни – свойство не Бога, а Воланда. Мир тварной, небожественной жизни создан Богом, а отнюдь не сатаной. И Бог не уничтожает Свое создание.

Христианство – не пантеизм. Оно не считает, что лишь Божество имеет право на существование. Бог пожелал, чтобы в бытии были другие жизни, нежели Его Собственная.

Радуга – от Бога. Палитра – от Творца. «И этому чуду подивимся, как разнообразны человеческие лица; не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости» (Поучение Владимира Мономаха) .

Можно жить в мире, видеть мир, любоваться миром. Эксплуатировать его нельзя. «Ум духовный, созерцая все, рассуждает бесстрастно. Какую дивную красоту видит он, но без похоти» (преп. Симеон Новый Богослов. Гимн 41) .

Так что пусть растут деревья, пусть будут тени на земле. Но из человеческой души тени и призраки лучше изгонять. И старых софистов, оправдывающих свое право на зло, слушать не стоит.

Свет, который Воланд называет «голым», в мистике именуется «чистым». Это луч от Бога, без примеси «слишком человеческого». Мистики самых разных религий переживают прикосновение этого света так интенсивно, что не желает дробить свое зрение вмещением в него чего бы то ни было иного – в том числе и себя самих. Уже древнеегипетский мистик обращался к Началу: "В видении Тебя забывает себя сердце. Из очей Твоих произошли люди. Ничтожны все молитвы, когда ты глаголешь. Слава Тебе, истощившему Себя нас ради" (Папирус Булаг. Гимн 3; перевод А. Б. Зубова).

Свет и радость – синонимы в мистике. Поэтому мрачность Левия означает, что он никак не есть вестник Света. Не из Рая Христова он исшел, а из болящего сознания Мастера…

«Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?». – Божественное Добро дарило бы Себя людям без всякого препятствия. Человеческое же добро восходило бы к еще большему Свету и добру. «Мы же все открытым лицом взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3,18). «В доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14,2). И поэтому не стоит считать, что единственное возможное направление перемещений – из света во тьму, от Бога - к Воланду. В мире Света есть куда восходить. Бесконечность – у Света. У Воланда лишь узкие провалы-бездны.

Но именно потому, что Свет есть высшая радость, Господь до поры не дарует ее искателям в полноте. Преподобный Макарий Египетский говорит, что совершенный человек, если бы видел все тайны Царства,"только стал бы сидеть в одном углу" – а посему-то совершенная мера не дана ему, чтобы мог он заниматься попечением о братии и служением слову . Свет Преображения навещает, но не навсегда остается с апостолами и святыми. Но когда он умеряет себя, это отнюдь не значит, что настала пора теней и призраков. Нет – настает время менее явных, но духовных даров и время человеческого творчества. Между Фаворским светом и клыком Азазелло – огромное пространство. Они не соседствуют . Господь может подарить людям разнообразие без помощи сатаны.

Смысл добра – не в вечной «борьбе», а в созидании, восхождении. Поэтому ему и не нужны вечные враги. Добру есть что делать без постоянной оглядки на зло. (с)
Пожаловаться
Комментариев (17)
Отсортировать по дате Вниз
Alter__ego  (аноним)  09.06.2008, 09:35
Оценка:  0
Alter__ego
Да, в мире не так много света, чтобы лелеять в своей душе тени
:4:
Jeanne_dArk    09.06.2008, 09:35
Оценка:  0
Jeanne_dArk
О, да. Благодарю тебя за понимание и за светлость души твоей
@}-->---
Прорицатель    08.06.2008, 00:35
Оценка:  0
Прорицатель
Но меня не покидает мощное ощущение дежавю... :06: :06: :06:
SidVanan  (аноним)  07.06.2008, 13:50
Оценка:  0
SidVanan
стремиться к равновесию..стремиться к добру или злу..все ето также невохзможно как приближаться к горизонту..ведь ета линия..всегда будет самая крайняя от нас)
Jeanne_dArk    07.06.2008, 13:50
Оценка:  0
Jeanne_dArk
Но, нет предела совершенству.
Главное пожалуй в этой аллегории "стремление"
SidVanan  (аноним)  07.06.2008, 13:48
Оценка:  0
SidVanan
границы свет и тьма добро и зло их создает человек..их нет в живой природе..спросите лису о добре и зле..кто сильнее тот и прав вот и весь ее ответ...
а стих действительно об инь и яне..но он лишь про етот мир)
Jeanne_dArk    07.06.2008, 13:48
Оценка:  0
Jeanne_dArk
Да, границы создает человек, и все относительно в относительном мире )
Прорицатель    07.06.2008, 11:25
Оценка:  0
Прорицатель
4:

Вот они - "точечки"

Даже делая добро, не всегда так получается. Мы люди. Мы не идеальны.

О границах и крайностях! "Дао... Кто знает их границы?..." - Никто не знает. Как невозможно измерить то, что не измеряется. И крайности: Нет "добра" и "зла". То, что для кого-то есть добро, для другого может оказаться злом, для другого меньшим злом, для третьего - вовсе нейтральным... - опять же "точечки"

А "А мудрый мягко следует природе,
Нигде не отнимая у другого,
Не делая вреда или плохого" - поэтому невозможно. Именно поэтому и не будет "света" без "тьмы"

Вероничка! Делая одно лишь добро - на всех ведь не хватит!
Jeanne_dArk    07.06.2008, 11:25
Оценка:  0
Jeanne_dArk
Не хватит, но и не надо добро для всех. Не всем ведь надо ))
Сашка, эх мы ушли от темы... я поясню попозже.
Значение дао - в добре есть частичка зла, и в зле есть частичка добра, на данный момент для меня не актуально. Сейчас у меня другая априория - добро, свет - самодостаточны и ненуждаются в тенях.
Прорицатель    07.06.2008, 08:01
Оценка:  0
Прорицатель
Автор советует обратиться к восточной философии - так вот - наглядный пример на аватаре первого оратора: вечная борьба двух противоположностей, пытающих поглотить одна другую. Чёрная точка на "светлой" и белая на "тёмной" частях говорят о том, что при этом они ДОПОЛНЯЮТ друг-друга...

Аффтару то-ли в секте религиозной моск запудрили, то-ли он сам сектант какой-то - пастор, пасущий стадо овец своих!
Jeanne_dArk    07.06.2008, 08:01
Оценка:  0
Jeanne_dArk
?

Дао...
Кто знает их границы? Справедливость…
Внезапно превращается в жестокость,
Добро во зло, уменье - в твердолобость,
А свет - во тьму, вражда - внезапно в милость…
А мудрый мягко следует природе,
Нигде не отнимая у другого,
Не делая вреда или плохого.
Без блеска все же светел он в народе.
Прорицатель    07.06.2008, 07:58
Оценка:  0
Прорицатель
Так... Дежавю у меня!!!

Во многих вопросах с критиком Булгакова напрочь несогласен!

"Ведь он называет Воланда «повелителем теней» в смысле мистическом («владыка призраков и демонов»). Воланд же опровергает тезис Левия, понимая слово тень в смысле физическом." - отчего же в физическом??? Воланд так говорит с явной издёвкой над Левием, называя его также рабом. Причём нарочно выбирая банальный пример противоположностей "свет-тень" *кагбе Левию всё равно не дано понять - да и не надо ему - он всего лишь раб!*
Jeanne_dArk    07.06.2008, 07:58
Оценка:  0
Jeanne_dArk
Воланд же опровергает тезис Левия, понимая слово тень в смысле физическом." - не думаю, это аллегории.

И не думаю, что Левий не понимал. Почему-то он видется уставшим, и уставшим от пустых красивых разговоров... и
да и не надо ему - он всего лишь раб!* - не раб он, просто на провокации не шел
Zаратустра    07.06.2008, 02:08
Оценка:  0
Zаратустра
Вот самое заколдованное место во всем булгаковском романе. И поклонники Булгакова, и его враги видят в этом диалоге нечто очень авторское(с)

очень авторское прослеживается во всём романе))
а выдернуть одну фразу из романа и развить целую кучу демагогии... это как раз и есть метод софистов)
Jeanne_dArk    07.06.2008, 02:08
Оценка:  0
Jeanne_dArk
Скорее похоже на последовательное размышление в слух
henry4    07.06.2008, 01:32
Оценка:  0
henry4
Есть о чем задуматься....
Спасибо....
Jeanne_dArk    07.06.2008, 01:32
Оценка:  0
Jeanne_dArk
)) Правда есть над чем задуматся, переосмыслила я свои взгляды немного ))
Всегда рада.
Реклама
Реклама