Закрыть
Все сервисы
Главная
Лента заметок
Теги
Группы
Рейтинги

Смерть, похороны, отпевание – традиции, обычаи и практика православных христиан.

25 ноября´09 2:53 Просмотров: 14466 Комментариев: 0

Православная Церковьимеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий,девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончиныежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С такимвопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам,сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать вЦеркви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства иповелел совершать их."

В третий день, когдав Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ееАнгела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом,потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, ипоявляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе снаходящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа,любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом,иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, гдетворила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание ВоскресшемуСпасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобыХристос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душуусопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душекрасоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего - Бога, онаизменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но еслидуша виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбетьи укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечностии не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день душаснова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молимГоспода, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских(Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал,Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

После вторичногопоклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать еймучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобыне быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душаснова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей поделам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится обумершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание начастном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо,вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людейумерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа,неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и впредначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда,души нераскаявшихся грешников - в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере,но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родныхи близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий,девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, вдень его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дняв записке нужно писать "новопреставленный (имя)".

Можно заказать панихду. Панихидой называетсямоление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится телоумершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одномили нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надообратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию поусопшим. Лития (греч. -"усиленное моление" ). Эта служба корочепанихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников передвыносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращенииродных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме литиясовершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так ина панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особомстолике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия - этовареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием овоскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод,должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предаетсяземле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущейжизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместопшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, илиукрашают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другиеприношения после панихиды благословляются священником и потом, либо намогиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногупришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-тосладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных(крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовенияназываются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота передМасленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста,суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св.Димитрия Солунского (8 ноября н. ст. ). Поминовение воинов совершаетсяв день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт. )

И еще однопоминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи - впонедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерениемразделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими,отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешатприветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно наРадоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близкихродственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, ноникак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже неследует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мыведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарьпраздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться спокойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртныенапитки и оставлять их - это не христианский обычай.

В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходехристианина из этого мира над ним читается особый канон, которыйназывается "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной".После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды.Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или простобелая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.

Потом покойникакладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту сизображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знакпобеды усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудькладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умершийверовал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шеюпокойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет.Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умершийнаходится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посредикомнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруггроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешелв область света - в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинаютчитать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирьчитается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтенияПсалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм дляотпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании ивозможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надостоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, влевой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоятс зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе.После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в рукахпокойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правуюруку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, чтоземная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиесяпросят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю,где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потомродные и близкие подходят проститься с покойным - это последнеецелование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик.Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания.Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. Послепрощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой илиоставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молитьсяперед ней.

Покойного закрываютполностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей,произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие наней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизнисовершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливаетна тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрываетсякрышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб переносится накладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущенв могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги вмогилу не бросают - это языческий обычай, а не христианский. Когдамогилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. Намогиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовойнад смертью и адом.

Люди, покончившиежизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения имолитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошлоиз-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документомнадо пойти в Патриархию или в Епархиальное управление и взять управящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях Церковь неприносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что,находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, ониоказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учениюХристову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

Над умершимикрещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, какнад непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобитьЦарствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание несовершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены отпрародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

Отпевание можносовершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочноеотпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком иземля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку,на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону. Послепрощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразнопосыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этогобояться не нужно.

Молебен, панихида - это не самое главное.

Для христианина важнее подать записки о здравии или о упокоении с просфорой к Божественной Литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.


Важнейшая церковнаямолитва за живых и усопших совершается за проскомидией, котораясовершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именамиподают в "свечной ящик", оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами.Священник читает записки и вынимает "поминальные" частицы из просфор. Вконце обедни просфоры возвращают в "свечной ящик", откуда их можновзять потом. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколькодней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни однакрошка не упала на пол и не была попрана ногами. Просфора - этонебольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью "IС ХC NI КА"("Иисус Христос побеждает"). Просфора (греч. - приношение )изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит издвух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляяодин к одному. Двухсоставность просфоры означает, что Божество ичеловечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как икружочки в просфоре. Из просфор вынимают(вырезают) частички, исвященник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться взаписках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца надискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами - Телом иКровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получаютослабление грехов и жизнь вечную.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ИЕРУСАЛИМА

Заказ треб на Святой Земле











Теги: крещение, христианский, молебен водосвятный , молитвы православные, православная церковь, поминовение, требы, вернуть отношения, панихида, заказать требы, записки о здравии, литургия, акафист, православный, сорокоуст о здравии, патриархия, исцеление молитвою, вопрос священнику, матушка матрона, молебен о здравии, паломничество, обедня, проскомидия, форум христианство, чудеса исцеление, христианская церковь, православие ру, акафисты святым, заказать сорокоуст, заупокойная литургия, исцеление молитвой, миропомазания, молитва о прошении, просвира, соборование, ектения, седмица
Мне нравится! Понравилось: 1
Пожаловаться
Комментариев (0)
Реклама