Закрыть
Все сервисы
Главная
Лента заметок
Теги
Группы
Рейтинги
fert_animusЛента заметок группы: Истина во Христе!

Истина и правда в христианской парадигме

6 августа´07 0:19 Просмотров: 1695 Комментариев: 8


Христианская мировоззренческая парадигма к моменту своего распространения на Руси прошла длительный путь идеологических баталий, в процессе которых осуществлялись тщательная разработка, глубокая рефлексия ее основных смыслонесущих положений. Возникшее в лоне библейской парадигмы христианство уже при своем рождении противопоставляет себя традиционному иудаизму. Новый Завет оппонирует Ветхому Завету. Но в то же время сохраняется глубокое родство, типологическое сходство между ними.

Константа иудео-христианской религии — идея трансцендентного Бога, единого Бога-Творца, Бога-Вседержителя. Если языческие боги включены в природное мироустройство, подчиняются природной необходимости, то библейский Бог — внеприродное начало. Он не скован никакой необходимостью, все подвластно воле Его. Он полагает Закон природному миру. Он устанавливает порядок мироустройства. Все сущее имеет свое бытие от Бога,

который только и есть подлинно сущее (самоописание библейского Бога гласит: "Аз есмъ Сущий" [Исх. 3:14]).

Бог, выступая как личностный Абсолют — "Он есть Бог живый" [Иерем. 10:10], непосредственно обращается к человеку, которому не дано видеть Бога (как сказано: Его "никто из человеков не видел и видеть не может" [I Тим. 6:16]), но дано слышать глас Божий, так что "вера от слышания, а слышание от слова Божия" [Рим. 10:17].

Библия же настаивает на единственном истинном Боге, отметая всех прочих богов как ложных, мнимых. Отсюда — особая значимость вопроса о истине — библейская мысль

акцентирует его, делая предметом особой рефлексии, постоянно заботясь о истине, ориентируясь на истинного Бога.

Однако не только в этом заключается семантическая нагрузка понятия "истина" в библейской парадигме. Подобно тому, как Бог есть одновременно и сущее (нетварное), и установитель сущего (тварного), так же Бог сам есть истина [Иерем. 10:10] и установитель истины как действительно существующего мира, общего тварного порядка.

Непосредственно с Богом связывается и понятие высшей правды. Бог не только устанавливает мировой тварный порядок (истину), но и дает человеку законы, предписывает нормы его поведения, то есть указывает человеку правду. Поэтому тот,

кто строит свою жизнь в соответствии с заповедями Божьими, зовется праведным человеком и жизнь его — праведна.

Вместе с тем человек отнюдь не детерминирован в своем следовании по пути правды. Важнейшим в библейской парадигме является положение о свободе человека.

Сотворив человека по образу и подобию своему. Бог наделил его свободами воли и выбора жизненного пути. Но именно поэтому человек может предписать себе свою правду, не совпадающую с божественной правдой. Естественно, в таком случае человеческая правда не будет истинной и потому жизнь такого человека нельзя считать праведной.

С одной стороны, именно благодаря своей свободе человек может обратиться ко злу, сойти с праведных путей, но, с другой, уже в самом определении своих путей человек выступает

подобно Богу, он самолично предписывает себе закон собственного поведения, устанавливая свою правду. В этом становлении человек не детерминирован ни Богом, ни, тем более, природной необходимостью. Человек не есть лишь природное существо, он, будучи образом Бога, выделен из природного мира, возвышен над цепями природной необходимости, он — автономен.

Этим и обусловлена постоянная напряженность во взаимоотношении: гварная истина сущего — человеческая правда. Человек непосредственно включен в установленный Богом мировой, природный порядок, который и представляет собой истину сущего. Человек зависим от этой истины и не может пренебрегать ее строением в условиях своего земного существования.

Подобно тому как Бог выше любой необходимости, так и человек, созданный по образу и подобию Божьему, выше любой необходимости. Человек сам формирует максиму своего

долженствования, однако не на пустом месте. Человек живет в природном мире, но "ходит под Богом" и искушается Сатаной. Соответственно, человек соприкасается с тремя фундаментальными реалиями — реальностью природного мира (истиной сущего),

реальностью Бога (истиною Божественного бытия), реальностью Сатаны (истиною существования зла). Конечно, эти реалии, как считается, включены в онтологическую иерархию, вершина которой — Бог, но для человека налицо все типы реальности, все три типа истины.

Каждая из этих истин имплицирует свою правду: природный порядок навязывает человеку свой тип долженствования, Бог указывает другой. Сатана толкает к третьему. Но окончательный выбор делает сам человек, будь это выбор достойный или недостойный. По сути есть одна подлинная истина — Бог, есть одна подлинная правда — Божья, но не всегда человек познает истинного Бога, следует единственно достойной правде: несовершенен есть человек. Он хотя и образ Божий, имеющий свободу воли, но не Бог с Его безошибочностью. Согласно библейскому строю мысли, Сатана — обезьяна Бога, стремящаяся выдать себя за Него, он, таким образом, есть ложный бог. Если истинный Бог несет добро и любовь, то Сатана — зло и ненависть. Если правда Бога есть истинная правда, то правда Сатаны есть анти-правда, ложная и лживая правда. Ложная — поскольку принципиально искажает подлинную правду; лживая — поскольку это искажение намеренное, есть результат особого злого умысла.

Одну из сложнейших практических задач человека и составляет проблема различения истинной и ложной правды. Истинная правда — это действенная, спасающая правда. Она

крепка, поскольку исходит от Бога, и, следовательно, основана на силе и на истине Божиих.

Показательно в этом смысле значение древнееврейского понятия истины, выражаемого словом эмет. Согласно Флоренскому, древнееврейское эмет связывается с глаголом аман, основное значение которого "был крепок, тверд (как подпертый, поддержанный)", поэтому, "был непотрясаем"; следовательно, "был верен". Отсюда и слово амен или новозаветное аминь, что означает: "воистину", "так должно быть", "да будет так"; в смысле верности, крепости, нерушимости это слово служит формулой для скрепления союза или клятвы, а также употребляется в конце доксологии или молитвы .

Соответственно, понятие "истина" применительно к Богу в Библии используется отнюдь не в смысле предмета исследования или области познания ("Бог велик, и мы не можем познать Его" [Иов, 36:26]). Истина Бога определяется как подлинная действительность Бога, как Его основательность, сила, нерушимость и непреходя-щесть. В этом смысле Сатана не обладает истиной. Сатана — это псевдодействительность, псевдоосновательность, псевдонерушимость, псевдонепрехо-дящесть. Слово Сатаны, "правда" Сатаны есть недейственная правда, уводящая в царство мнимости и безопорности, ведущая не к спасению, а к полной гибели человека.Поэтому столь важным в рамках такого мировоззрения представляется обретение подлинного слова Божия — истинной правды. Слово Божие, несомое в мир посредниками между Богом и человеком — пророками, составляет содержание Библии. Однако, опредмечиваясь в человеческих письменах, Слово Божие теряет свою непосредственность и выступает как нормативный кодекс универсального характера. Отсюда — неизбежность интерпретации применительно к конкретным случаям, значит, риск неверного понимания. Накапливаясь, ошибочные

интерпретации постепенно, словно паутиной покрывают Божественное Слово, что ослабляет его действенность, по сути — дискредитирует его. Поэтому вполне правомерна возможность дополнительного Откровения Божьего, обновляющего и наделяющего новыми смыслами истинное Слово. Первое Откровение Бога, определившееся как Ветхий Завет, дополняется Его вторым Откровением, воплотившемся в Иисусе Христе. Так открывается новая, христианская глава в библейской традиции, заключается Новый Завет.

Христос — Сын Божий есть Слово Бога, ставшее плотью. Он несет людям новое слово правды. Верность, действенность этого слова обеспечивается самим Богом, как утверждает

Христос: "Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне,

Он творит дела. Верьте Мне..." [Ин. 14:10-11]. Нерушимость слова Христа обеспечена истиною Бога, поэтому и сам Христос "есмъ путь и истина и жизнь" [Ин. 14:6]. Потому только Христос есть подлинное основание, на котором должен строить свою жизнь человек, "ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" [I Кор. 3:11]. Таким образом, христиане обретают свет истины, правду Божию через Иисуса Христа "... един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" [1 Тим. 2: 5].



*по материалам статьи кандидата философских наук М.В. Черникова

КОНЦЕПТЫ ПРАВДА И ИСТИНА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ: ПРОБЛЕМА КОРРЕЛЯЦИИ





Для тех, кому мало этой статьи ;)
Группа: Истина во Христе!
Пожаловаться
Комментариев (8)
Отсортировать по дате Вниз
Глайя    30.08.2007, 21:08
Оценка:  0
Глайя
Очень поучительно, спасибо :01: Единственное, что уж больно умнО написано - но если писал кандидат философии, то это обьяснимо :09:
fert_animus    30.08.2007, 21:08
Оценка:  0
fert_animus
просто надо проникнуться его стилем и тогда легко читается)))
S@VA    08.08.2007, 08:23
Оценка:  0
S@VA
Здорово-- очень понятно и интересно---спасибо!!! :01: :4: :4: :4:
fert_animus    08.08.2007, 08:23
Оценка:  0
fert_animus
как-то не сомневалась в Савушке в этих вопросах)
Вадим_Скрипник    06.08.2007, 13:16
Оценка:  0
Вадим_Скрипник
М-даааа... Основательная работа! :62:

:4: :4: :4: :4: :4: :4: :4: :05:
fert_animus    06.08.2007, 13:16
Оценка:  0
fert_animus
:) и интересно
Херувим*    06.08.2007, 08:55
Оценка:  0
Херувим*
Супер. :62:
fert_animus    06.08.2007, 08:55
Оценка:  0
fert_animus
:)
Реклама