Закрыть
Все сервисы
Главная
Лента заметок
Теги
Группы
Рейтинги
S@VAЛента заметок группы: Вселенная Любви

Анна и Николай . Ахматова и Гумилев

11 апреля´08 8:24 Просмотров: 5866 Комментариев: 36
Анна Ахматова и Николай Гумилев: «…но люди, созданные друг для друга, соединяются, увы, так редко…»




align="right">




СОЛНЦЕ пекло немилосердно. Особенно тяжело приходилось дамам: их сложные пляжные наряды (под шелковыми платьями непременно имелись две юбки, одна из которых была жестко накрахмалена, тугой лиф и, само собой разумеется, корсет) вовсе не располагали к беспечному отдыху. Разговор между отдыхающими вяло перетекал с погоды на обсуждение общих знакомых, мужчины сонно ухаживали за женщинами, а женщины так же вяло флиртовали с кавалерами. И вдруг головы курортников как по команде повернулись в одну сторону. На пляже появилась босоногая лохматая девчонка в платье, надетом на голое тело. Тогда никто из отдыхающих не предполагал, что эта бесстыдная особа станет известна всей России под именем Анна Ахматова.



Аня Горенко (бабушкину фамилию поэтесса взяла, когда начала публиковаться) родилась в пригороде Одессы, ее отец Андрей Антонович Горенко был морским офицером, мать полностью посвятила себя детям, которых в семье было шестеро. Когда Ане еще не было года, семья перебралась из Одессы на север: в Павловск, а потом в Царское Село, но каждое лето Аня проводила на берегу Черного моря. В 10 лет Аня поступила в Царскосельскую гимназию. И именно там, в Царском Селе, она познакомилась со своим будущим мужем Николаем Гумилевым, встреча с которым навсегда оставила след в жизни великой поэтессы.


align="left">
Портрет Анны Ахматовой работы Н.И.Альтмана.



«Я женщиною был тогда измучен…»



АННА и НИКОЛАЙ познакомились в Рождественский сочельник. Тогда 14-летняя Аня Горенко была стройной девушкой с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.

Ахматова обладала поразительной внешностью, которая сразу же выделяла её среди окружающих. Её современник, поэт Георгий Адамович, познакомившийся с ней ещё в молодости, вспоминает: «Теперь, в воспоминаниях о ней, её иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Позднее в её наружности отчётливее обозначился оттенок трагический... когда она, стоя на эстраде... казалось, облагораживала и возвышала всё, что было вокруг...»



Облик Ахматовой просился на портрет; художники, что называется, «наперебой» писали её: А. Модильяни, Н. Альтман, О. Кардовская и многие другие. Кардовская записала в дневнике: «Я любовалась красивыми линиями и овалом лица Ахматовой и думала о том, как должно быть трудно людям, связанным с этим совершенным существом родственными узами… Художникам она доставляет радость любования – и за то спасибо!»



В то время пылкий юноша вовсю старался подражать своему кумиру Оскару Уайльду. Носил цилиндр, завивал волосы и даже слегка подкрашивал губы. Однако, для того чтобы завершить образ трагического, загадочного, слегка надломленного персонажа, Гумилеву не хватало одной детали. Все подобные герои непременно были поглощены роковой страстью, терзались от безответной или запретной любви — в общем, были крайне несчастливы в личной жизни. На роль прекрасной, но жестокой возлюбленной Аня Горенко подходила идеально. Ее необычная внешность притягивала поклонников, к тому же скоро выяснилось, что Анна вовсе не питает к Николаю ответных чувств.



Холодноватый прием ничуть не уменьшил пыл влюбленного поэта — вот она, та самая роковая и безответная любовь, которая принесет ему желанное страдание! И Николай с азартом ринулся завоевывать сердце своей Прекрасной Дамы. Однако Анна была влюблена в другого. Владимир Голенищев-Кутузов — репетитор из Петербурга — был главным персонажем ее девичьих грез.



В 1906 году Гумилев уезжает в Париж. Там он надеется забыть свою роковую любовь и вернуться в образе разочарованного трагического персонажа. Но тут Аня Горенко внезапно понимает, что ей не хватает слепого обожания молодого поэта (родители Ахматовой узнали о влюбленности дочки в петербургского репетитора и от греха подальше разлучили Аню и Володю). Ухаживания Николая настолько сильно льстили самолюбию Ахматовой, что она даже собиралась выйти за него замуж, несмотря на то что до сих пор была влюблена в питерского репетитора. К тому же вечные разговоры Гумилева о роковой любви не прошли даром — теперь Ахматова и сама не прочь сыграть роль трагической фигуры. Вскоре она отправляет Гумилеву письмо с жалобами на свою ненужность и заброшенность.


align="left">
Ахматова А. Портрет работы А. Модильяни



Получив письмо Ахматовой, Гумилев, полный надежд, возвращается из Парижа, навещает Аню и делает ей очередное предложение руки и сердца. Но дело испортили… дельфины. Тогда Ахматова отдыхала в Евпатории. Прогуливаясь с Гумилевым по пляжу и слушая объяснения в любви, Аня наткнулась на двух выброшенных на берег мертвых дельфинов. Неизвестно почему это зрелище так сильно повлияло на Ахматову, но Гумилев получил очередной отказ. Причем Ахматова цинично объяснила влюбленному Николаю, что ее сердце навсегда занято Голенищевым-Кутузовым.

Отвергнутый поэт снова уезжает в Париж, считая, что единственный приемлемый выход из ситуации — самоубийство. Попытка самоубийства была обставлена со свойственной Гумилеву театральностью и напыщенностью. Сводить счеты с жизнью поэт отправляется в курортный городок Турвиль. Грязноватая вода Сены показалась Гумилеву неподходящим пристанищем для измученной души влюбленного юноши, а вот море — в самый раз, тем более что Ахматова не раз говорила ему о том, что обожает смотреть на морские волны. Однако трагедии суждено было превратиться в фарс. Отдыхающие приняли Гумилева за бродягу, вызвали полицию, и, вместо того чтобы отправиться в последний путь, Николай отправился давать объяснения в участок. Свою неудачу Гумилев расценил как знак судьбы и решил попытать счастья в любви еще раз. Николай пишет Ахматовой письмо, где вновь делает ей предложение. И вновь получает отказ.



Тогда Гумилев снова пытается покончить с собой. Эта попытка была еще более театральной, чем предыдущая. Гумилев принял яд и отправился дожидаться смерти в Булонский лес. Где его и подобрали в бессознательном состоянии бдительные лесничие.



В конце 1908 года Гумилев возвращается на родину. С мечтами завоевать сердце Ахматовой молодой поэт так и не расстался. А потому он продолжает осаждать Анну, клясться ей в вечной любви и предлагать замужество. То ли Ахматова была тронута такой почти собачьей преданностью, то ли Гумилев выбил из нее согласие рассказами о неудачных попытках самоубийства, то ли образ питерского репетитора несколько померк, но так или иначе Анна дала свое согласие на брак.


align="left">
Н.Тырса. Портрет А.Ахматовой. 1928



Меня окликнул в новолунье

Мой друг любимый. Ну так что ж!

Шутил:"канатная плясунья!

Как ты до мая доживешь?"

Ему ответила, как брату,

Я не ревнуя,не ропща,

Но не заменят мне утрату

Четыре новые плаща.

Пусть страшен путь мой,пусть опасен,

Еще страшнее путь тоски...

Как мой китайский зонтик красен,

Натерты мелом башмачки!

Оркестр веселое играет,

И улыбаются уста.

Но сердце знает,сердце знает,

Что ложа пятая пуста!

(1911)





«Да, я знаю, я вам не пара, я пришел из иной страны…»



НИКТО из родственников жениха не явился на венчание, в семье Гумилевых считали, что этот брак продержится недолго.

Женитьба на Анне Горенко так и не стала победой для Николая Гумилева. Как выразилась одна из подруг Ахматовой того периода, у нее была своя собственная сложная «жизнь сердца», в которой мужу отводилось более чем скромное место. Да и для Гумилева оказалось совсем не просто совместить в сознании образ Прекрасной Дамы — объекта для поклонения — с образом жены и матери. А потому уже через два года после женитьбы Гумилев заводит серьезный роман. Легкие увлечения случались у Гумилева и раньше, но в 1912 году Гумилев влюбился по-настоящему. Сразу после возвращения из Африки Гумилев посещает имение своей матери, где сталкивается со своей племянницей — молоденькой красавицей Машей Кузьминой-Караваевой. Чувство вспыхивает быстро, и оно не остается без ответа. Однако и эта любовь носит оттенок трагедии — Маша смертельно больна туберкулезом, и Гумилев опять входит в образ безнадежно влюбленного.



Ахматовой приходится несладко — она давно привыкла к тому, что является для Николая богиней, а потому ей тяжело быть свергнутой с пьедестала и осознавать, что муж способен испытывать такие же высокие чувства к другой женщине. Здоровье Машеньки быстро ухудшалось, и вскоре после начала их романа с Гумилевым Кузьмина-Караваева умерла. Правда, ее смерть не вернула Ахматовой былого обожания мужа.


align="right">


И тогда Анна Андреевна решается на отчаянный шаг и рожает Гумилеву сына Льва. Рождение ребенка Гумилев воспринял неоднозначно. Он тут же устраивает «демонстрацию независимости» и продолжает крутить романы на стороне. Впоследствии Ахматова скажет: «Николай Степанович всегда был холост. Я не представляю себе его женатым».



Впрочем, Ахматова тоже ведет себя отнюдь не так, как положено верной жене. В 1914 году Гумилев уезжает на фронт, и у Ахматовой завязывается бурный роман с поэтом Борисом Анрепом. И только эмиграция Анрепа в Англию поставила точку в их отношениях. Впрочем, Анреп был вовсе не единственным приближенным Ахматовой.



Когда Гумилев наконец вернулся в Россию (после войны он провел некоторое время в Лондоне и Париже), Ахматова сообщает ему ошеломительную весть: она любит другого, а потому им придется расстаться навсегда. Несмотря на прохладные отношения между супругами, развод стал для Гумилева настоящим ударом — оказывается, он все еще любил свою Прекрасную Даму Аню Горенко. Однако Ахматова непреклонна. Она переезжает к известному специалисту по Древнему Египту Владимиру Шилейко — именно он сумел покорить сердце великой поэтессы, пока ее муж мотался по фронтам, завоевывая награды (за проявленную храбрость Гумилев был награжден двумя Георгиевскими крестами). Сына Льва Ахматова оставляет жить у свекрови — поэтесса плохо представляла себя в роли заботливой матери.


align="left">
Рисунок худ. Ю. П. Анненкова



Я и плакала и каялась,

Хоть бы с неба грянул гром!

Сердце темное измаялось

В нежилом дому твоем.





Боль я знаю нестерпимую,

Стыд обратного пути...

Страшно, страшно к нелюбимому,

Страшно к тихому войти.





А склонюсь к нему нарядная,

Ожерельями звеня,

Только спросит: "ненаглядная!

Где молилась за меня?"



Впоследствии Ахматова выходила замуж еще трижды, но все ее браки заканчивались разводами. Наверное, великая поэтесса не была приспособлена к роли жены. Впрочем, для всех своих мужей, и в первую очередь для Гумилева, Ахматова стала идеальной вдовой. Она отреклась от него живого, всеми почитаемого, но мертвому, расстрелянному большевиками, она осталась верна до конца. Хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать сведения для его биографии, посвящала ему свои произведения.



Автор: Александра Тырлова



Сайт: Аргументы И Факты



Картины , фото и стихи-- моё добавление к тексту. Всё найдено в инете.

Группа: Вселенная Любви
Пожаловаться
Комментариев (36)
Отсортировать по дате Вниз
fert_animus    14.04.2008, 16:56
Оценка:  0
fert_animus
прости, но я не прочла 12 комментарий, а просто написала свои мысли по поводу)))
А вот тепрь взглянула - у вас тут прелюбопытнейший диалог происходит :4:
S@VA    14.04.2008, 16:56
Оценка:  0
S@VA
это ж здорово, что ты не прочла---!!! два человека столь разных и сходство во мнении--это ведь о чём -то говорит.???? --говорит в пользу того, что это имеет место быть!!)))Но если продолжить логически размышлять дальше, то выберет ли Свет передатчиком личность далёкую от идеала для передачи ??И может я тоже немного права, в том. что всё человеческое творчество нужно делить по тому. какое воздействие оно оказывает на нашу душу???

да--диалог очень даже любопытный)))
есть многое . что бы мне хотелось сказать, но я не стала---по-моему мы с собеседником слишком жёстко стоим--скорее получится скандал, чем диалог.))
facevalue    13.04.2008, 20:10
Оценка:  0
facevalue
О, никак нет. Бродский не отмазывал грехов и просьба *простить* уже заключает в себе вину Анны Андреевны перед сыном. А Бродский не считал ее виновной, он был уверен, что Джуга усадил Левушку в шизо как метод воздействия на Анну Андр.
Она страдала приступами страха, когда шла гулять на Васильевский, за ней следовало нанятое такси. В чем ее винить? Бродский считал Леву слабаком, которого сломили в шизо. Ведь сильная личность не винит никого, а принимает судьбу без нытья. Короче, презирал он Леву :07:
S@VA    13.04.2008, 20:10
Оценка:  0
S@VA
Так ведь и Лёвушка не был виноват, что его родила Ахматова? Не так ли??? Она страдала. но и сын страдал.

Думаю мы вряд ли разберёмся в этом вопросе беспристрастно---каждый из нас видит то. что может. А спорить я не люблю--самая глупая трата времени на свете. Мало того, я не могу знать всех фактов и побудительных причин для поступков каждого из действующих лиц. -- поэтому могу высказать только своё мнение. И кому оно. кроме меня интересно?))))

Да Бог с ними---это его прямая обязанность --вот он и разберётся. ))
facevalue    13.04.2008, 20:04
Оценка:  0
facevalue
Уж если ты убеждена, что мы якобы можем управлять своими инстинктами, прошу, подумай еще раз и посмотри кто может но не хочет а кто хочет но не может. А кто и не хочет и не может. Потом покажи мне пальцем, кто и может и управляет и я тебе дам миллион! Поверь я не *софист* и ваще далеко отстою от всех дел. Даже не интересуюсь, толку? Что то вышло из религии, да. А откуда религия вышла? Уж точно не из Природы :62: :62: Почитай Шопенгауэра и увидишь что это еще вопрос - свободна ли наша воля и спроси у пиарщиков, вопрос они знают лучше. Короче, не надо думать, что истина в штампах и в нар.мудрости :62:
S@VA    13.04.2008, 20:04
Оценка:  0
S@VA
я ни в чём не убеждена---возможно, что сейчас я так думаю.Но поскольку ничего неизменного и конечного в нашем мире нет. я могу завтра "прозреть" узнав новые факты.)))
Мне не нравятся пиарщики--- я им не верю и спрашивать у них ничего не буду---искать и узнавать и делать выводы предпочитаю сама. Глупо петь под чужую дудку. Даже если я ошибусь---то это тоже хорошо----пойдём искать дальше)))Невозможно помудреть от чужого духовного опыта---он так чужим и останется. Предпочитаю свой путь.----Прям манифест получился---))))
fert_animus    13.04.2008, 18:32
Оценка:  0
fert_animus
ну что ж - быть честными страшно, а честными с собой - очень страшно...Если человек проводник для какой-то энергии (писание стихотворения, например), то может быть ли он развит полностью? Он же может быть просто проводником...но личностные качества могут быть, для равновесия, не развиты (не знаю насколько я права - так подумалось...)
:4: :1:
S@VA    13.04.2008, 18:32
Оценка:  0
S@VA
Тина, спасибо***)))
в ком 12 та же мысль--- и у меня эта мысль не вызывает протеста---принимаю.
В любом случае она очень логична.)))
Фейси    13.04.2008, 16:22
Оценка:  0
Фейси
Твой вопрос задал Учителю*несет ли творчество отпечаток личности творца*, и получил ответ такой.- Кого считаем Творцом? Если автора то нет, не несет, оттого что хороший автор как хороший актер, может переодеваться и перевоплощаться.
А если Того считать автором, кто дышит в спину то да, несет.
Ну это мне было известно а тебе может нет :62:
S@VA    13.04.2008, 16:22
Оценка:  0
S@VA
Спасибо---не могу теперь сказать знала ли я об этом-)))--я не размышляла об этом до сего момента. Знания живут во мне или рядом со мной--и иногда бывает очень странно--потому что я знаю намного больше. чем видела и учила в этой жизни. Ответы выскакивают как будто сами по себе. стоит только сосредоточиться и поразмышлять в тишине.
facevalue    13.04.2008, 11:03
Оценка:  0
facevalue
Почитай Бродского, который много лет общался с Анной Андр. и всем ей обязан. Он рассказывал о высоте ее духа, о потрясающей памяти на события и даже о том, как интеллигентно она выпивала водку-))) и о разных ее странностях. И Бродский был по-еврейски морален. Он осуждал Льва Ник. за неумение подняться над обидой детства и простить мать.
Бродский был образован, но не всосал науку Фрейда, что обиды детства не забываются, они вплетены в структуру психики.
S@VA    13.04.2008, 11:03
Оценка:  0
S@VA
Почитаю. Интересно. Спасибо))))
Но ведь Бродский не просил забыть, он просил Льва Никол. ПРОСТИТЬ мать. . Это разные вещи --абсолютно разные. Это духовная наука .
facevalue    13.04.2008, 10:57
Оценка:  0
facevalue
Безусловно - творчество отделено от личности, церковь от государства! *Они* просто передатчики с рецепторами и ты не должна обременять себя вопросами, какие они и лучше всего, пользуйся, как пользуются солнцем и водой :4:
S@VA    13.04.2008, 10:57
Оценка:  0
S@VA
Спасибо--ты добавил пазлик в мою картинку-представление о художнике и его творении.)) Пару дней назад здесь в сообществе общалась с парнем--
http://dnevnik.bigmir .net/view_article/community/4 5663/ ком 6 и 7 .
Он считает, что раз художник с недостатками, то и творчество его тоже тёмное. А я всегда делила и воспринимала чужое творчество по тому. что моя душа испытывает, когда я любуюсь картиной , читаю стихи, или слушаю музыку.
Похоже , что и ты и я , скорее всего. правы--- шедевры--это одно, человеческие качества художника---это другое. У гениев своя миссия--донести свет ( в большинстве своём). И чужое творчество нужно рассматривать и делить по тому. какое воздействие оно оказывает на людей. Как думаешь??
facevalue    13.04.2008, 10:54
Оценка:  0
facevalue
Никуда ты не взъелась, это нормальный вопрос и лдин из вечных-))) Сальери не убивал Моцарта.
Злодейство и гений, тем не менее, СОВместимы. Гении - люди с их пороками, как им отказать в убийстве? Иными словами, сальери, убивающий моцарта, удивления не вызывает. Гении ближе к Богу, они несут функцию донесения божественного мэссиджа до непосвященных. Либо все это мистика недоступная разумению. :62: А слово *мораль* выкинь из лексикона, замени на слово *закон* ибо в Природе нет морали. Это мой совет полученный от моего божественного Учителя, который произносит эти кощунственные слова при вручении второго дана :88: :4:
S@VA    13.04.2008, 10:54
Оценка:  0
S@VA
Я тоже читала и слышала, что Сольери не убивал Моцарта. Но тему Пушкин поднял вечную---)))
Закон и мораль вышли из религии . Согласна, что в природе не может быть морали---там инстинкты. Но человек это нечто намного большее, чем инстинкты---у нас есть разум и свободная воля и своими инстинктами мы можем управлять. Думаю. что человек не часть природы--мы сосуществуем--у нас симбиоз. По крайней мере должен быть..))
facevalue    13.04.2008, 02:19
Оценка:  0
facevalue
два волка в одной берлоге не уживутся - два крупных самолюбия никогда не перестанут делить шкуру неубитого медведя, кто из них внес вклад и кто на рупь дороже,
живут для потомков :1: :08: или ваще на другой планете. Я немного сталкивался с гениями - это не изюму фунт, трудные люди :61:
S@VA    13.04.2008, 02:19
Оценка:  0
S@VA
ты конечно прав--
НО---творчество отдельно, а личность отдельно--так ведь нельзя рассматривать человека---это всё переплетено и связано---как тут отделить??.
Почему-то как только человек в чём-то гениален, то обязательно есть какой-то изъян? Бывает,ли так, чтоб и волки сыты и овцы целы??)))
facevalue    13.04.2008, 02:13
Оценка:  0
facevalue
Помню воспоминания Бродского об Ахматовой. Эти люди не придерживались правил морали, не ограничивали свои желания рамками и не думаю, чтоб им была знакома ответственность.
Поразил меня факт, что сын ее попрекал после выхода из тюрьмы, что он там голодал, Ахматова ему не посылала посылок, а если посылала раз в году, то самые маленькие...это нельзя оправдать нехваткой продуктов, а только черствостью душевной, странной у крупного поэта. Она сына не воспитывала, однако после гордилась его успехами, была тщеславна. Утверждать можно одно. Это поколение не было материалистами! Ахматова никогда не выходила замуж за удобства, она была женой мировой культуры и служила своему призванию :62:
S@VA    13.04.2008, 02:13
Оценка:  0
S@VA
Получается. что служение своему призванию и человечность --вещи несовместимые?? И разве культура не включает в себя мораль?
Я не потому взъелась))), что считаю себя высокоморальной личностью---меня интересует вечный вопрос---гений и злодейство совместимы? Ведь творчество несёт в себе отпечаток личности творца.
Реклама